Как найти свои цвета

Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать взгляду выразительность, но может и сделать лицо бледным, а весь облик бесформенным. Помимо создания внешнего стиля, цвета помогают выразить себя, обрести баланс и внутреннюю гармонию.

Автор:

Дарья Юрьевна Ермилова, кандидат философских наук, доцент, автор нескольких работ по истории домов моды, композиции костюма, моделирования и художественного оформления одежды.

Выбирая тона одежды, мы, как правило, руководствуемся двумя основными критериями: «нравится — не нравится» и «подходит — не подходит». Пристрастие к тем или иным краскам не случайно, оно характеризует человека как личность, свидетельствует о его потребностях и целях. Но всегда ли любимые цвета нам подходят? Палитра огромна. Как найти то цветовое сочетание, в котором всегда будешь выглядеть самым лучшим образом?

Выбор цветовой гаммы играет большую роль в формировании имиджа. Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, взгляду — выразительность, но может, наоборот, сделать лицо бледным, тусклым, а весь облик бесформенным. Подбором индивидуальной гаммы цветов занимаются не только дизайнеры одежды, стилисты и портные. Этот вопрос интересует психологов, медиков, социологов. Ведь цвета помимо того, что создают внешний стиль, помогают также выразить себя, свои чувства, обрести баланс и внутреннюю гармонию.

Типы внешности. Теория времен года

В 70-х гг. Иоханнес Иттен, немецкий педагог и теоретик цвета, предложил разделить людей на четыре типа по аналогии со временами года — «весна», «лето», «осень», «зима», каждому из которых соответствует определенная цветовая гамма. Теория времен года стала популярной во всем мире: она проста, удобна и служит хорошей базой для цветового решения костюма. Однако, как любая теория, она требует творческого подхода и осмысления, ведь известно, что из любого правила бывают исключения.

Каждому сезону присуши свои краски. Весной преобладают желтые, светло-зеленые, бежевые и нежно-розовые тона, цветовая гамма состоит из чистых, ясных, теплых оттенков. Летом много голубого (цвет неба и воды), изумрудно-зеленого, ягодно-красного, а в жару краски кажутся выгоревшими, полинявшими. Осенняя палитра насыщена золотистыми, оранжево-коричневыми, оливково-зелеными и темно-красными тонами. Зимой красок не так много, они холодные, глубокие, льдистые, с яркими вкраплениями чистых цветов.

«Весна»

Во внешности господствуют теплые тона. Кожа — нежно-персиковая или румяно-розовая, нередко с золотистыми веснушками. Ресницы и брови, как правило, рыжеватые. Волосы — от светло-пшеничных до приглушенно-каштановых, но никогда не бывают темными и содержат золотисто-рыжеватый пигмент. В цвете глаз также присутствует теплый оттенок: светло-лазурный, васильковый, зелено-голубой, светло-оливковый, желтовато-карий, янтарный.

Тем, кто относится к весеннему типу, идеально подходит теплая, лучистая гамма: кукурузно-желтый, светло-коричневый, охристый, коралловый, абрикосовый, цвет майской зелени и капустного листа, оливковый, салатовый, лазурно-голубой, бирюзовый, нежно-сиреневый, желтовато-белый, кремовый.

С другой стороны, бордовый, темно-синий, фиолетовый, стальной, черный цвета делают лицо бледным, желтоватым и дисгармонируют с природой весеннего типа.

«Лето»

Для этого типа характерны приглушенные, чуть прохладные оттенки в цвете кожи и волос. Кожа часто бывает бледной с голубоватым подтоном, розоватой без яркого румянца или имеет бежево-оливковый оттенок. Волосы русые, светло-пепельные, русо-золотистые, средне-коричневые, темно-русые. Глаза — светло-голубые, серо-голубые, серо-зеленые, средне-карие, серые.

Цветовая гамма летнего типа в основном базируется на смешанных полутонах и прохладных пастельных оттенках голубого, джинсово-синего, розово-бежевою. Хороши изумрудно-зеленый, цвет бутылочного стекла, арбузно-красный, малиновый, гвоздично-розовый., светло-брусничный, бледно-желтый, серый, жемчужный.

Не рекомендуются коричневые, оранжевые, горчичные тона, а также баклажановый, сине-фиолетовый, желто-зеленый.

«Осень»

Внешности человека осеннего типа присущи насыщенные теплые краски. Кожа яркая, персиково-розового цвета, иногда золотистая, с веснушками по всему телу. Порой встречается «осень» с очень бледной кожей цвета слоновой кости. Волосы — рыжие, золотисто-коричневые, каштановые, цвета меда, русо-рыжие с оливковым оттенком. Глаза — зеленые, серо-синие, орехово-карие, темно-янтарные.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Отличие отечественной системы нормативного учета от системы «стандарт-кост»

Природный колорит прекрасно подчеркивают все золотистые, красно-коричневые и глубокие зеленые тона. Хорошо смотрятся хаки, сине-бирюзовый, васильковый, лсосевый, желтый, оранжево-красный, салатовый, керосиново-синий, цвет топленого молока.

«Осени» не лицу холодные серо-голубые оттенки, розово-малиновые, бежевые тона и бледные краски.

«Зима»

Этот тип отличают чистота и ясность природных красок. Цвет кожи либо очень светлый, фарфоровый, либо смуглый. К зимнему типу относят также чернокожих людей и восточные народности. Характерен так называемый тип Белоснежки: бледная кожа, яркие губы, черные как смоль волосы. Однако волосы могут иметь и другие оттенки: холодный пепельный, каштаново-русый, темно-коричневый. «Зимы» — обладатели ярких, с чистыми белками глаз, черных бровей и ресниц. Цвет глаз — серый, голубой, зеленый, зеленовато-коричневый, карий. Темно-карие и черные глаза, как правило, встречаются именно у «зим».

Идеальные цвета — чистые, яркие, без примеси серого: белоснежный, льдисто-голубой, красный, лимонно-желтый, вишневый, бордовый, ярко-розовый, лиловый, фиолетовый, электрик и темно-синий. Подойдут и глубокий малахитовый, цвет фуксии, шоколадный, стальной, черный.

Не годятся для «зим» песочно-желтые, салатовые и оливково-бежевые тона, а также «запыленные» оттенки.

***

Любого человека природа наделила особым, присущим только ему «набором» красок. По тому, какие оттенки преобладают в лине — теплые или прохладные, светлые или насыщенные, — можно уловить ассоциацию с одним из времен года, а следовательно, и определить наиболее подходящие цветовые комбинации.

Безусловно, в одежде многое зависит не только от самих цветов, но и от их комбинации. При выборе гаммы первостепенное значение имеют те цвета, которые расположены ближе к лицу.

Ваш тип может измениться, если, например, радикально поменять цвет волос: из натуральной блондинки превратиться в жгучую брюнетку. С возрастом природные краски тоже меняют свой оттенок. На них влияют даже настроение, самочувствие, время года. И тогда одни цвета вам подходят больше, а другие — меньше.

Существуют ли смешанные или переходные типы? Порой встречаются «хамелеоны» — люди, которым, кажется, все к лицу. Чаще всего это личности с яркой внешностью, здоровым цветом лица и выразительными глазами. Нетрудно также заметить сходство некоторых представителей весеннего и летнего типов (этот смешанный тип называют иногда «поздней весной» или «ранним летом»), близость внешних данных «осени» и «зимы». Такой человек имеет возможность менять свой «сезон», усиливая впечатление с помощью декоративной косметики. Кроме того, есть универсальные цвета, подходящие всем. Это молочно-белый, бирюзовый, красный средней насыщенности, нежно-абрикосовый, приглушенный темно-синий, светло-серый.

Иногда бывает нелегко однозначно определить свой «сезонный» тип, да и трудно поверить, что все мы, такие разные, непохожие, делимся всего на четыре группы. Действительно, за время существования теории времен года ее много раз корректировали и дополняли, придумывали новые классификации типов внешности, давали им другие названия. По одной из версий, в каждом из четырех типов есть как минимум три подтипа (по аналогии с количеством месяцев в сезоне). У «весны», например, это «март», «апрель», «май». Они отличаются цветом глаз и оттенком волос, следовательно, их цветовая гамма также будет различаться нюансами и акцентами.

Какую бы цветовую гамму вы ни выбрали — теплую или холодную, пастельную или яркую, консервативную либо модную, помните, что постоянными ее спутниками остаются цвета, подчеркивающие (акцентирующие) ваши природные данные.

Цвет, схожий с вашим цветом волос, будет подходящим для деловой или верхней одежды, для обуви и сумок. Красный или розовый оттенок будет привлекать внимание к коже, он хорош для блузок, шарфов, галстуков. Цвет, повторяющий ваш цвет глаз, может присутствовать как в расцветке одежды, так и в цвете украшений и аксессуаров — это прекрасный акцент и доминанта в костюме, цвет, который украшает вас всегда, независимо от моды и времени.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Двигательная раскрепощенность

Типы колорита

Пожалуй, наиболее существенным дополнением теории времен года является разделение всех типов внешности по колориту, т.е. по степени яркости, насыщенности и контрастности природных красок: цвета волос, глаз и кожи. Типов колорита тоже четыре: светлый, приглушенный, яркий и контрастный.

Светлый колорит. Все краски лица имеют слабую насыщенность, «прозрачны». Как правило, это блондины со светлыми бровями и ресницами, иногда альбиносы или те, у кого белая седина. У них прозрачная кожа и глаза светлого оттенка — голубые, зеленоватые, желтоватые. Обычно к светлому колориту относят типы «весна» и «лето», однако встречаются примеры светлой «осени» и даже «зимы» (скажем, люди с холодным пепельно-белым оттенком волос и светло-голубыми глазами). Этим людям подходят нежные, пастельные тона и их комбинация с цветами средней яркости. Слишком резки для них темные тона и контрастные сочетания ярких чистых цветов.

Приглушенный колорит. Характерны неяркие, «аристократические» краски: бледная кожа, цвет волос и глаз не светлый и не темный, скорее средней насыщенности. Приглушенный колорит встречается в каждом из четырех сезонных типов, реже всего среди «зим». Этот тип необыкновенно украшают мягкие полутона, приглушенные оттенки в сочетании с более светлыми цветами или с несколькими яркими акцентами. Не слишком хороши темные глубокие или кричащие цвета, а также сочетание белого с черным.

Яркий колорит. Название говорит само за себя — все краски внешности яркие и насыщенные: загорелая либо смуглая кожа, темные или эффектного цвета волосы, яркие глаза. К этому колориту можно отнести африканцев, мулатов, метисов, индийцев, латиноамериканцев и других представителей южных народов. Им больше всего к лицу чистые, интенсивные цвета, пестрое, красочное многоцветье и самые смелые сочетания. Как правило, яркие «осени» и «зимы» и являются теми смешанными типами, которым одинаково идут и теплые, и холодные цвета, особенно их сочетания.

Контрастный колорит. Этот тип предполагает светлотную контрастность в лице, например светлая кожа и черные волосы или темно-карие глаза и светло-золотистые волосы. Контрастный колорит можно найти в типах «весна» и «лето», однако наиболее распространен он в «зиме» и «осени». Тому, кто относится к контрастному колориту, прекрасно подходят сочетания светлого и темного; светлого и яркого; цветов средней насыщенности с более темными плюс яркое дополнение, цветовое пятно.

Людям, принадлежащим к яркому и контрастному типам колорита, следует избегать бледных, пастельных цветов и невыразительных сочетаний.

Зная свой «сезон» и тип колорита, несложно научиться подбирать цвета одежды и грамотно планировать гардероб. Например, «приглушенной осени» базой гардероба могут послужить цвета хаки, оливковый, кэмел, терракотовый, светло-коричневый. Как дополнения и акценты хороши кирпичный, травянисто-зеленый, бирюзовый, персиковый, желтый. А «контрастной осени» лучше строить свою гамму на таких сочетаниях; коричневый с бледно-бирюзовым, багряный с цветом слоновой кости, керосиново-синий с кремовым и т. п.

Индивидуальность стиля и выразительность образа зависят прежде всего от умения найти внутреннее согласие между тем, что нравится, и тем, что подходит. Зная и умело подавая свои природные данные, мы и создаем собственный неповторимый стиль.

Гармония цветовых сочетаний

Чтобы выглядеть стильно, необходимо не только знать свои цвета, но и уметь их комбинировать. Характер образа, создаваемый цветом, изменяется в зависимости от сочетания с другими цветами. В костюме, как правило, используют не более трех самостоятельных цветов (пестрые, многоцветные ткани в данном случае не в счет). Один из них является базовым и имеет большую площадь, второй служит дополнением или же более ярким пятном. Если присутствует третий цвет, то он выступает в роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает меньшую площадь. Цветовая пропорция может быть такой: базовый цвет — 60%, дополнительный — 30%, акцентирующий — 10% (или 70, 25, 5% и т. д.) Например, серый брючный костюм (70 %), голубая рубашка либо блуза (20%) и бордовый галстук или сумочка плюс туфли (10%). Соединение в ансамбле четырех и более цветов рискованно, поскольку возникает слишком много точек внимания и образ может «развалиться» на отдельные фрагменты.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Проектирование желаемого будущего

Гармоничными можно считать такие сочетания, в которых цвета усиливают и дополняют друг друга, а их количественное соотношение сбалансировано и уравновешенно. В основе цветовой композиции костюма лежат принципы гармоничного расположения цветов по кругу, а также их взаимосвязь внутри этого цветового круга.

Монохроматическое сочетание включает оттенки одного цвета, от светлых тонов до самых темных. Например, костюм, решенный в коричневой гамме, где присутствуют кремовый, бежевый, шоколадный. Главное, чтобы все оттенки и нюансы цвета были «созвучны» (чтобы красновато-коричневые тона не «спорили» с желтовато- или серовато-коричневыми).

Комплиментарное сочетание — соединение контрастных (их еще называют дополнительными) цветов, т.е. таких, которые в цветовом круге находятся друг против друга. Существует три основные пары дополнительных цветов: красный — зеленый, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Комплиментарные цвета усиливают насыщенность друг друга, привлекают внимание. В костюме это всегда выглядит ярко, смело, динамично. Контраст дополнительных цветов может быть смягчен, если взять не чистые цвета, а их оттенки. Так, комбинация синего с оранжевым будет выглядеть спокойнее в варианте голубой — светло-коричневый. Если человеку не к лицу яркий контраст желтого с фиолетовым, можно попробовать приглушенное сочетание песочного с сиреневым.

Использование близких,

родственных цветов — тех, что соседствуют друг с другом в цветовом круге, делает образ мягким и спокойным. Примером может служить костюм, выдержанный в такой гамме: коричневый — оливковый — золотистый или голубой — синий — фиолетовый.

Сочетание цветов в

триаде — использование трех цветов либо первичной триады (красный — желтый — синий), либо вторичной (оранжевый — зеленый — фиолетовый). Построение костюма по принципу триады требует чувства меры и пропорционального равновесия. Один из возможных вариантов: костюм-двойка оливково-зеленого оттенка, блузка светло-лососевого тона и платок, в расцветке которого присутствуют зеленоватый (цвет костюма), светло-оранжевый (близкий цвету блузки) и лилово-фиолетовый, хорошо оттеняющий и дополняющий два других цвета.

Ахроматическое сочетание — белый, серый, черный — всегда смотрится строго, лаконично. Черный с белым — это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным — идеальный фон для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими цветами гармонируют все цвета спектра.

 

Подробно цветовые стимулы и композиционные приемы построения цветовой среды вы можете изучить в практическом курсе «Психология цвета и цветоведения» по индивидуальной программе обучения.

 

Copyright 2006 © Элитариум

(www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Также смотрите

2018 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы