Синектический метод определения и достижения целей

Парадокс творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане. Здесь вам может помочь синектический процесс решения творческих проблем, который поможет вам двигаться вперед. Условия получения закономерного результата можно сформулировать следующим образом.

Автор:

Стивен Фланнес (Steven Flannes), психолог и консультант по управлению с 20-летним стажем, Center for Executive Options университета Дж. Вашингтона. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Парадокс творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане. Здесь вам может помочь

синектический процесс решения творческих проблем, который поможет вам двигаться вперед. Знание своего желательного результата и уверенность в том, что вы достигли его, позволят вам определить, достигли ли вы его.

Как только вы определите вашу цель, вы можете экспериментировать с путями для ее достижения. Если вы обращаете внимание на результаты и отклики, которые вы получите от ваших действий, вы можете проверить, продвигают ли вас ваши действия ближе к пониманию вашей цели. Если эффект вашего действия не отвечает вашим намерениям, вы можете изменить ваши действия. Таким образом:

  • Если то, что вы делаете, не срабатывает, делайте что-нибудь другое, отличное от того, что вы делали прежде.
  • Нет ошибки — есть только обратная связь.

Определение специфических особенностей вашей задачи или цели

1. Заявите вашу цель в положительном ключе, то есть как цель, к которой вы можете продвигаться. Ваше подсознание не приемлет негатива и фокусируется на том, о чем вы думаете (например, попытайтесь не думать о синем цвете).

2. Будьте конкретны в том, что вы хотите, — задавайте вопросы, чтобы развеять любую неопределенность:

  • Кто?
  • Как?
  • Что?
  • Где?
  • Когда?
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Четыре основных техники руководства

Избегайте использовать вопрос «почему?», так как за ним скрывается скорее убеждение, чем желание иметь конкретную информацию о задаче.

3. Сосредоточьтесь скорее на желаемых результатах, чем на текущем состоянии дел, то есть:

  • «результаты» вместо «проблем»;

  • «возможности» вместо «ограничений»;

  • «как» вместо «почему»

  • «полезно» вместо «правильно» или «неправильно».

При постановке целей или задач люди часто забывают о различии стилей мышления:

  • некоторые люди предпочитают думать об амбициозных целях или о большой картине, но когда приходит время действовать, они не знают, что делать;
  • другие же думают о деталях и могут быть ошеломлены, если цель слишком амбициозна.

Кроме того, если цель слишком скромная, она не может обеспечить мотивацию, чтобы побудить кого-то к действию. В этом случае важно привязать эту цель к большей или более важной цели, которая кого-то побудит продвигать ее вперед.

План действий

Любые открытые возражения или проблемы могут быть решены, если мы воспользуемся синектическим процессом решения творческих проблем. Условия получения закономерного результата можно сформулировать следующим образом:

  • Позитив — что вы хотите?

  • Достижение — как вы определите, что вы преуспели?

  • Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат?

  • Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат?

  • Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам?

  • Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться?

  • План действия и промежуточные цели — что является следующим шагом?

Рассмотрим теперь каждый из этих пунктов подробно.

1. Позитив — что вы хотите:

  • Сформулируйте вашу цель/результат в положительном ключе — движение к желаемой цели и не уходите от чего-нибудь нежелательного. Если ситуация складывается в отрицательном ключе, спросите — что бы вы хотели вместо этого?

2. Достижение — как вы определите, что вы преуспели:

  • Как вы определите, что вы добились вашего результата?
  • Что вы увидите, услышите и почувствуете? Будьте конкретны.
  • Как кто-то еще узнает, что вы добились вашего результата?
  • Как люди увидят, что вы делаете, и услышат, что вы говорите? И опять, будьте конкретны.

3. Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат:

  • Когда вы хотите его получить? Когда не хотите?
  • В каком окружении вы хотите его получить? С кем он мог бы быть неподходящим?
  • В какой ситуации он будет полезен? При какой ситуации он мог бы быть неподходящим?

4. Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат:

  • Что вы можете сами сделать, чтобы достигнуть вашего результата?
  • Что находится под вашим контролем и что не находится?
  • Если эта ваша цель касается кого-то еще или вашей организации в целом, то какова ваша цель в отношении вашего поведения или навыков/способностей в этой ситуации?
  • Что вы можете сделать, чтобы оказать влияние на других и убедить их в необходимости помочь вам?

5. Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам:

  • Какие личные качества и навыки есть у вас, призванные помочь вам в достижении вашей цели?
  • Кто бы еще мог помочь вам?
  • Какие примеры для подражания есть у вас (кто добился этого раньше)?
  • Какие еще ресурсы есть у вас?

6. Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться:

  • Что произойдет, если вы получите ваш результат?
  • Сколько времени и каких усилий потребует достижение этого результата?
  • На кого еще это окажет влияние и что будут чувствовать попавшие под его влияние по этому поводу?
  • Какая выгода от поддержания статус-кво и оттого, что ничего не делается?
  • Как вы можете извлечь выгоду от существующей ситуации?
  • Представляет ли ваш результат вас тем, кем вы являетесь, и кем вы хотите быть?
  • Чем будет этот результат для вас, если вы достигнете его?

7. План действий и промежуточные цели — что является следующим шагом:

  • Какую роль играют люди?
  • Кто отвечает за другие действия?
  • К какому сроку будут завершены другие действия?
  • Кого еще надо привлечь, проконсультировать или проинформировать?
  • Насколько это согласуется с другими или еще более значительными результатами?
  • Есть ли менее значительные результаты, которые могут быть достигнуты с тем, чтобы преодолеть препятствия?
  • Какие промежуточные цели позволят вам определить, что вы находитесь на пути к достижению вашего результата в целом?

Каков ваш результат теперь и как он изменяется? Возможно, он не меняется, оставаясь тем же самым, и это тоже хорошо.

Чтобы научиться еще лучше формулировать и достигать намеченные цели, при обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога, изучая только интересные и необходимые вам навыки.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы