Технология финансового планирования


Финансовое планирование — это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы. Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом: первые два месяца — понедельно, далее — помесячно (2-3 месяца), далее — поквартально. При постановке финансового планирования целесообразно использовать классическую схему.

Автор:
Oлeг Иванович Дpaнкo,
кандидат физико-математических наук, доцент, директор школы менеджмента МФТИ, консультант в области корпоративных финансов.

В данной публикации мы рассмотрим типовую технологию финансового планирования; взаимосвязь между различными бюджетами, в том числе при формировании бюджетного баланса, а также последовательность «план —факт—анализ».

Финансовое планирование (ФП) — это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы. Бюджет или система бюджетов должны показывать ориентиры повседневной деятельности руководителей предприятия.

Общий финансовый план разрабатывается
сквозным образом, с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям предприятия. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также:

  • планирование натуральных показателей;
  • планирование по структурным подразделениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые показатели (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения. При необходимости они могут быть детализированы.

Говоря о финансовом планировании, необходимо уточнить, что помимо планирования комплексное бюджетирование включает
стадии:

  • принятия решений и их реализации;
  • учета и контроля результатов (фиксации факта);
  • анализа фактического состояния (анализа «план—факт»);
  • необходимых корректировок.

Совершенно очевидно, что планирование только финансовых показателей (например, при планировании движения денежных средств) в отрыве от натуральных показателей (планов продаж, производства, закупок) приводит к неточностям и накоплению ошибок.

Финансовое планирование осуществляется
постоянно, скользящим образом: первые два месяца — понедельно, далее — помесячно (2—3 месяца), далее — поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических (ожидаемых) результатов предыдущего периода с плановыми. Все планы (бюджеты) развернуты в динамике.

Итоговые документы включают консолидированные формы планов движения денежных средств, прибылей и убытков, укрупненного баланса как предприятия в целом, так и по центрам финансовой ответственности.

К
задачам, решаемым процессе финансового планирования, относят:

  • уменьшение временной нагрузки на менеджеров (решения о платежах формируются один раз в период — месяц или неделю, а не каждый раз при каждом платеже);
  • координация деятельности менеджеров;
  • формирование согласованных планов сквозным образом по предприятию;
  • единый «язык» взаимодействия менеджеров различных служб — финансовый язык платежей и поступлений, доходов и расходов, капитала.



Общая схема финансового планирования

При рассмотрении финансового планирования целесообразно использовать классическую схему.

1. Анализ «цели — план — факт». Анализ «цели — план — факт» проводится на верхнем уровне руководства. Здесь рассматриваются среднесрочные цели до одного года. Периодичность анализа должна быть достаточно редкой для отслеживания крупных изменений и достаточно частой для возможного внесения корректив. Рациональным выглядит
период анализа от месяца до квартала.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Четыре неявных фактора успеха в переговорах

Результаты анализа сопровождаются
пояснительной запиской. В ней отражается:

  • общая характеристика хода дел;
  • крупные, основные успехи и причины/факторы их возникновения;
  • крупные, основные неудачи и причины/факторы их возникновения;
  • рекомендуемые/предполагаемые меры по улучшению позитивных и ослаблению влияния негативных факторов.

Причины отклонений рекомендуется разделять на управляемые (как правило, внутренние), которые специалисты предприятия могли изменить, и неуправляемые (как правило, внешние), на которые специалисты предприятия не могли воздействовать.

2. Осуществление действий. В процессе деятельности на этапах между формированием плана и фиксацией его выполнения находится этап «Действие». Весомость данного этапа намного выше, чем всех остальных, так как задействованы не только управленцы, но и весь персонал предприятия.

На этом этапе происходит многократное
отслеживание фактического хода событий (необязательно с их фиксацией в документальной форме) и оперативное воздействие, весьма важное для целей управления. По сути это реализация обратных связей. Оперативное отслеживание и внесение корректив по ходу позволяет уменьшить потери из-за нескоординированности работы многих служб и специалистов.

Укрупненная схема процедуры планирования включает следующие этапы:

  • план продаж;
  • план отгрузки;
  • согласование плана выпуска с возможностями производства;
  • корректировку поступлений по плану выпуска;
  • расчет расходов по снабжению, энергетике и др.;
  • сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам и оборотному капиталу;
  • корректировку планов при неудовлетворительном результате;
  • принятие плана.

Суть именно финансового планирования заключается в том, что одновременно планируются прибыли и движение капитала, особенно денежных средств.



Технология финансового планирования

Финансовый план включает чисто финансовую и производственно-технологическую части. Для торговых предприятий, у которых отсутствует производственно-технологическая цепочка, связанная с преобразованием материалов в готовую продукцию, общая схема планирования несколько упрощается.

1. План продаж. Финансовое планирование необходимо начинать с планирования продаж. Готовит план продаж маркетинговая (сбытовая) служба.

План продаж состоит из
плана поступлений и
плана отгрузки. Собственно продажам соответствует отгрузка готовой продукции со склада. План продаж включает объем продаж товаров в натуральном выражении (предполагаются средние цены) и показывает, сколько, какой продукции и когда отгружается потребителю. План продаж формируется на основании договоров, контрактов, гарантийных писем, устных договоренностей, а также заранее ожидаемого объема продаж без предварительного заказа.

2. План производства. План производства составляется исходя из плана продаж с учетом предполагаемых остатков готовой продукции на складе. Стоимость готовой продукции попадает в плановый баланс отдельной строкой.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Образование как фактор профессионального успеха

Под продажи и пополнение склада необходимо спланировать объем производства. Специалисты службы планирования производства (плановый отдел, планово-диспетчерский отдел, цеха) рассчитывают необходимый объем производства под планируемую отгрузку и наличие товара на складе готовой продукции по видам товаров

Здесь следует принять во внимание наличие буфера — склада готовой продукции:

Объем производства = Запас на конец периода + Объем продаж — Запас на начало периода

3. План закупок. В соответствии с планом выпуска производственная служба рассчитывает потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах и комплектующих План использования материалов рассчитывается по нормам расхода материалов на единицу продукции с учетом времени использования материалов в процессе производства согласно технологическим картам.

План закупок формируется на базе плана материальных затрат и желаемого (планового) состояния склада сырья, материалов, комплектующих. К этому плану целесообразно также отнести закупки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других материалов, особенно если они закупаются через службу снабжения.

4. План по труду. План по труду формируется в соответствии с нормами затрат времени по квалификационным группам рабочих и расценкам их оплаты.

5. Накладные расходы. По природе возникновения накладные расходы учитываются как единое целое. Для получения прибыли предприятию необходимо «покрыть» величину накладных расходов разницей между продажами и расходами на собственно производство и продажу (маржинальной прибылью). Отсюда следует, что накладные расходы планируются по типам расходов и подразделениям.

Бюджет накладных расходов целесообразно разделить на несколько достаточно
автономных бюджетов:

  • бюджет коммерческих расходов, напрямую связанный с бюджетом продаж;
  • бюджет общепроизводственных расходов, связанный с производством продукции;
  • бюджет административных расходов;
  • бюджет финансовых расходов;
  • бюджет социальных расходов.

Критерий отнесения той или иной статьи расходов к некоторому бюджету заключается в
группировке статей затрат по соответствующему отделу (подразделению), отвечающему за обеспечение (реализацию) по данной статье.

6. Бюджет капитальных вложений. В отличие от остальных планов (бюджетов), бюджет капитальных вложений не привязан к текущей деятельности и текущим доходам, а ориентирован на будущие доходы. Как правило, процесс капитального строительства осуществляется медленнее, чем основная деятельность, в связи с чем данный бюджет рассматривается и корректируется реже, чем остальные.

Бюджет капитальных вложений влияет на увеличение основных средств и требует оплаты денежными (или другими) средствами.

7. Поступления. План поступлений показывает сколько средств, когда и в какой форме получит предприятие за проданную продукцию. Планирование поступлений в современных условиях является самым сложным элементом.

При продаже продукции с последующей оплатой образуется дебиторская задолженность перед поставщиками. Уменьшение дебиторской задолженности происходит через поступления. При предварительной оплате за продукцию формируется кредиторская задолженность (авансы полученные).

При планировании поступлений следует учитывать два основных фактора: организацию-плательщика и форму оплаты. График (план) поступления средств по срокам разрабатывается маркетинговой и финансовой службами, в том числе по видам платежей: наличные средства, расчетный счет, валютный счет, в виде ценных бумаг (векселя, денежные зачеты и т.д.), на другие счета, по взаимозачетам, бартеру (товары).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Нормы и приемы эффективного делового общения

8. Платежи. Из плана закупок, плана по труду и плана накладных расходов формируется кредиторская задолженность. Погашение кредиторской задолженности фиксируется в плане движения денежных средств в качестве платежей. Величина кредиторской задолженности фиксируется в плановом балансе.

9. Сводный план. Результаты планирования в укрупненном виде представляются финансовой службой в виде сводного плана, включающего баланс, план по прибылям и убыткам и план движения денежных средств.

В плане движения денежных средств учитываются поступления по всем источникам и все виды платежей в денежной форме. Основные группы поступлений; выручка, собственный капитал (в том числе расчетный счет на начало периода) и заемный капитал. Основные группы платежей: на закупку материалов и оплату труда, налоги и внебюджетные фонды, возврат кредитов и процентов по ним, выплаты из прибыли.

Важнейшая контролируемая характеристика плана движения денежных средств — неотрицательность остатка денежных средств (расчетный счет плюс касса). Этот план позволяет предусмотреть и заблаговременно ликвидировать периоды неплатежеспособности. Если остаток денежных средств на конец какого-либо периода становится отрицательным, то такой план нереализуем и необходимо предпринимать меры по балансировке денежных средств.

Сводный бюджет состоит из плана о прибылях и убытках и планового баланса, которые по форме совпадают с отчетными. Это позволяет сравнить фактические и спланированные показатели. При необходимости (неудовлетворительном результате, недостижении целей) следует внести исправления в методику планирования.


Научиться управлению финансами организации, планировать и контролировать финансовые потоки вы можете изучив курс «Управление финансами». В нем изучаются все основные технологии финансового планирования, дающие полную информацию о деятельности предприятия. Вы можете изучить этот курс в составе программы повышения квалификации «Финансовый менеджмент и планирование» (фиксированный учебный план из 6 курсов, 5 мес. обучения) или по программе индивидуального обучения (период обучения на выбор; личный куратор; персональная программа обучения из 128 курсов на выбор).

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы