Закупочная логистика


После принятия решения о производстве определенной продукции / услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо решить следующие задачи.


Автор:
Наталия Георгиевна Ольдерогге
, кандидат технических наук, проректор Института инвестиционного развития (г. Москва).

После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

Основной целью
закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

Различают следующие
функции закупочной логистики:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • получение и оценка предложений;
  • выбор поставщиков;
  • согласование цены и заключение договоров;
  • формирование заказов;
  • контроль количества и сроков поставок;
  • входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
  • управление запасами и контроль.

Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:

  1. традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
  2. промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
  3. ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
  • метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
  • система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
  • система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Принципы работы руководителя высшего звена

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить
план закупок, решающий следующие задачи:

  • определение потребности в материалах;
  • определение метода закупок;
  • согласование цены и заключение договора;
  • установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
  • организация размещения товаров на складе.

Последовательность процедур поставки обычно следующая:

  1. установление потребности;
  2. подготовка заказной спецификации;
  3. выбор и определение поставщика;
  4. оценка поставщика;
  5. проведение переговоров;
  6. подготовка и подписание необходимых соглашений;
  7. организация и управление взаимодействием;
  8. контроль за поставками.

Наиболее распространенными и эффективными схемами
выбора поставщика являются:

  • конкурсные торги;
  • письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В качестве
критериев оценки поставщика принимают:

  • приемлемость цены;
  • качество поставляемой продукции;
  • качество обслуживания потребителей;
  • гибкость поставок;
  • наличие ограничений по размеру заказа;
  • дороги;
  • удаленность от потребителя;
  • кредитная история;
  • текущее финансовое положение;
  • психологический климат в коллективе.

Для
сравнения вариантов поставщиков используют:

  1. Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
  2. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».
  3. Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Основной показатель для принятия решения —
надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

Р = 1 — Ротказа

где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.

В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

  1. сопоставление плановой и фактической дат поставки;
  2. определение времени опоздания;
  3. сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;
  4. определение объема недопоставок продукции
    Q = Qфакт
    Qплан;
  5. определение удельной величины опоздания tоп =
    Q/q, где
    Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход;
  6. определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;
  7. определение количества случаев отказа;
  8. определение наработки на отказ Т = (Т —
    Топ)/
    n, где Т — общее число дней в периоде;
  9. определение интенсивности отказов
    π = 1 / Топ;
  10. определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т —
    Топ) / Т;
  11. определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы