Элитариум > Книги > Дж. Лакофф, М. Джонсон -- Метафоры, которыми мы живем (1980/2004)
ОБРАЗОВАНИЕ
Каталог курсов 18/10
Индивидуальная программа
Повышение квалификации
Корпоративное обучение
Высшее образование
Условия обучения
Система дистанционного образования
Эксперты
Отзывы
Вопросы и ответы
Партнеры
Контакты


РАССЫЛКА
Подпишитесь на получение анонсов всех новых публикаций нашего сайта





LIBRARIUM
Образование
Навыки
Влияние
Психология
Экономика
Финансы
Менеджмент
Маркетинг
Политика
Персоналии
Книги
Здоровье

Подпишитесь на наш RSS-канал

Рейтинг@Mail.ru

Дж. Лакофф, М. Джонсон -- Метафоры, которыми мы живем (1980/2004)
Книги

Метафоры, которыми мы живем (Metaphors We Live By) / Дж. Лакофф (George Lakoff), М. Джонсон (Mark Jonson). -- Едиториал УРСС, 2004 г., 256 стр. ISBN 5-354-00222-2, 60x90/16.


Полнотекстовая электронная версия этой книги (в формате PDF) размещена в библиотеке курса "Практические межличностные коммуникации". Обучающиеся по любым другим программам для получения этого материала могут направить заявку на доступ в раздел "Библиотека: книги" в СДО.


Из предисловия

Лакофф Метафоры которыми мы живемДля большинства людей метафора является инструментом поэтического воображения и риторических излишеств — частью какого-то особенного, а не повседневного языка. Более того, метафора обычно рассматривается как собственно языковая характеристика, связанная скорее со словами, чем с мышлением и деятельностью. По этой причине множество людей считает, что они прекрасно обходятся без метафор. Вопреки этому мнению мы обнаружили, что метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, причем не только язык, но и мышление и деятельность. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична.

Концепты, которые управляют нашим мышлением, — не просто порождения ума. Они влияют на нашу повседневную деятельность, вплоть до самых тривиальных деталей. Наши концепты структурируют наши ощущения, поведение, наше отношение к другим людям. Тем самым наша концептуальная система играет центральную роль в определении реалий повседневной жизни. Если мы правы, предполагая, что наша концептуальная система в значительной степени метафорична, тогда то, как мы думаем, то, что узнаем из опыта, и то, что мы делаем ежедневно, имеет самое непосредственное отношение к метафоре.

Однако в обычном случае концептуальная система не осознается. О большинстве мелочей, которые мы делаем каждый день, мы просто не думаем, и делаем их более или менее автоматически по определенным схемам. Что представляют собой эти схемы — не ясно. Один из способов изучения этого — наблюдение за особенностями функционирования языка. Так как коммуникация основывается на той же концептуальной системе, которая используется и в мышлении, и в деятельности, язык оказывается важным источником данных об этой системе.

Опираясь на собственно языковые факты, мы установили, что большая часть нашей обыденной концептуальной системы по своей природе метафорична. И мы нашли путь, позволяющий подробно исследовать, чем являются метафоры, структурирующие наше восприятие, мышление и деятельность.

Чтобы как-то объяснить, что означает метафоричность концепта и как он структурирует нашу повседневную деятельность, начнем с понятия argument/спор и концептуальной метафоры argument is war/спор — это война. Эта метафора представлена в обыденном языке целым рядом выражений:

Argument is war
Спор — это война


Your claims are indefensible.
Ваши утверждения недоказуемы (букв. незащитимы).

Не attacked every weak point in my argument.
Он нападал на каждое слабое место в моей аргументации.

His criticisms were right on target.
Его критические замечания били точно в цель.

I demolished his argument.
Я разбил его аргументацию.

I've never won an argument with him.
Я никогда не побеждал его в споре.

You disagree? Okay, shoot!
Вы не согласны? Хорошо, ваш выстрел!

If you use this strategy, he'll wipe you out.
Если вы используете эту стратегию, он вас уничтожит.

Не shot down all of my arguments.
Он разгромил (букв, расстрелял) все мои аргументы.

Важно отметить, что мы не просто говорим о спорах в терминах войны: мы действительно можем выиграть или проиграть спор. Мы рассматриваем человека, с которым спорим, как противника. Мы атакуем его позиции и защищаем свои. Мы побеждаем или проигрываем. Мы разрабатываем и используем стратегии. Если мы обнаруживаем, что позицию невозможно защитить, мы можем покинуть ее и занять новую позицию для атаки. Множество вещей, которые мы совершаем в споре, частично структурированы концептом войны. Хотя реального сражения нет, есть словесное противостояние, и структура спора — атака, защита, контратака и т. п. — отражает это. Именно в этом смысле мы живем метафорой спор — это война в данной культуре; она структурирует наши действия в споре.

Попробуйте представить культуру, в которой споры не воспринимаются в терминологии военных действий, когда один участник выигрывает, а другой — проигрывает; где нет атаки и защиты, победы или поражения. Представьте культуру, в которой спор рассматривается как танец, участники — как танцоры, а цель заключается в гармоничном и эстетически привлекательном танце. В такой культуре люди по-другому будут относиться к спорам, по-другому их переживать, по-другому их вести и по-другому о них говорить. Для нас же это вообще не будет спором: просто эти люди будут делать нечто иное. Будет странным даже называть их действия «спором». Возможно, наиболее нейтральный способ описания различия между их культурой и нашей заключался бы в утверждении, что форма нашего дискурса структурирована в терминах битвы, а у них — в терминах танца.

Перед нами хороший пример того, что означает для метафорического понятия, а именно для концепта спор — это война, структурировать (по меньшей мере, частично) то, что мы делаем и как мы понимаем свои действия в споре. Суть метафоры — это понимание и переживание сущности ( thing) одного вида в терминах сущности другого вида. Это не означает, что споры — это разновидности войны. Споры и войны — это разные сущности: вербальный дискурс, и вооруженный конфликт, и производимые ими действия — это разные виды деятельности. Но мы частично структурируем, понимаем и говорим о споре в терминах войны. Концепт метафорически структурирован, деятельность метафорически структурирована и, следовательно, язык метафорически структурирован.

Более того, это обычный способ проведения и обсуждения спора. Для нас естественно говорить об атаке позиции, используя выражение attack a position «атаковать позицию». Конвенциональный способ обсуждения спора предполагает использование метафоры, которую мы вряд ли осознаем. Метафора не только в словах, которые мы используем, — она в самом понятии спора. Язык спора — не поэтический, причудливый или риторический; он — буквальный. Мы так говорим о спорах, потому что мы так их понимаем — и мы действуем так, как мы понимаем.

Итак, самое важное утверждение, которое мы сделали, — это то, что метафора принадлежит не только языку, т.е. не только словам. Мы утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. Это то, что имеется в виду, когда мы говорим, что концептуальная система человека структурирована и определена с помощью метафоры. Метафоры как выражения естественного языка возможны именно потому, что они являются метафорами концептуальной системы человека.


Также смотрите:
Все публикации раздела "Книги"

Полнотекстовая электронная версия этой книги (в формате PDF) размещена в библиотеке курса "Практические межличностные коммуникации". Обучающиеся по любым другим программам для получения этого материала могут направить заявку на доступ в раздел "Библиотека: книги" в СДО.
ПОИСК
Программа индивидуального обучения: 3, 6, 12 дисциплин или VIP
Системные практические знания; методики обучения для взрослых людей; гибкий индивидуальный учебный план из всего каталога курсов; интерактивные методики усвоения и контроля знаний; ясные, краткие и наглядные учебные материалы; обучение в удобном месте, времени и темпе; сертификат.



Смотрите условия...


Практические краткосрочные программы повышения вашей профессиональной квалификации
Финансовый менеджмент и планирование. Бизнес-планирование. Управление человеческими ресурсами (HR-менеджмент). Интегрированные маркетинговые коммуникации.



Смотрите условия...





2014 © Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург)