Управление людьми с помощью метапрограмм

Оценив метапрограммы человека, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений. Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как человек не может постоянно контролировать форму своей речи. Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о человеке.

 

Автор: Cветлaна Влaдимиpoвна Ивaнoва, кандидат психологических наук, сертифицированный тpeнер и HR-менeджeр, старший партнер и ведущий тpeнер КPG Training Сеnter.

Метапрограммы — это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Метапрограммы являются ключевыми моментами в процессе мотивации и принятия решений. Таким образом, оценив метапрограммы человека, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений.

Самый простой и надежный способ оценить тип мышления и восприятия действительности человеком — это слушать его речь, в первую очередь обращая внимание не на содержание, а на форму, т.е. структуру построения фраз. Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как человек не может постоянно контролировать форму своей речи. Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о человеке.

 

1. Стремление — избегание

«Стремление — избегание» — это речевая характеристика, формально выражающаяся в появлении отрицания (например, неконфликтный), слов «нормальный», «приемлемый» (указывает на избегание) или позитивной формулировки (указывает на стремление). В ситуации, когда вы задаете человеку открытые вопросы или просите описать что-либо, обратите внимание на соотношение «стремления — избегания» в ответах.

Люди, у которых избегание преобладает, как правило, ориентированы на поиск ошибок и/или негатива. Они бывают весьма успешны в контролирующих видах работ, склонны многократно перепроверять и избегать рисков. Как правило, они испытывают существенные сложности при общении с людьми, особенно если это является важной составляющей их работы. Избегание как преобладающая характеристика абсолютно неприемлема для тех, кто постоянно работает с клиентами или в условиях изменяющейся среды.

Если в речи человека избегание встречается, но заметно реже, чем стремление, то оно в большинстве случаев указывает на:

  • наличие реального негативного опыта;
  • повышенную критичность данного фактора.

В мотивации отметим эти важные факторы:

  • Надо помнить, что избегание в целом — менее эффективная жизненная позиция, поэтому для людей избегания надо добавлять мотиваторы и формулировки стремления, но делать это постепенно, чередуя с более близкими им формулировками избегания.
  • Для людей, у которых стремление доминирует, более эффективна высокая планка целей. Для людей избегания завышенная планка целей неприемлема, так как они начинают избегать ситуаций, где не могут добиться успеха.
  • Для людей, у которых избегание проявляется точечно, очень важно не завышать планку целей и не использовать по возможности критику и наказание там, где избегание проявлялось: это болевые точки, от которых избавиться можно только постепенно.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Основатель современной бухгалтерии

 

2. Тип референции

Тип референции скажет вам о том, каким образом соотносится собственное и внешнее мнение при принятии решений и самооценке человека.

Внутренняя референция в первую очередь означает ориентирование на собственное мнение, видение и позицию.

Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение.

Смешанная референция — это сочетание обоих типов.

На практике следует задать несколько разнонаправленных вопросов, отмечая на ответы того или иного типу. Схема самого вопроса выглядит следующим образом:«Вы хорошо… / хороший ..? Почему вы так считаете?» — В качестве глагола или существительного может выступать как основной вид деятельности или ее отдельные составляющие («Вы хорошо продаете? Проводите переговоры? Вы хороший сотрудник?» и т. д.), так и отвлеченные вопросы («Вы хорошо готовите? Вы хорошо рисуете?»). Но главной составной частью является вторая часть — «Почему вы так считаете?». Здесь мы смотрим на результат:

  • Чье-то мнение, объективный результат, понятие «так принято» или «так положено» указывают на внешнюю референцию и позволяют определить референтную группу — группу лиц, чье мнение важно для человека.
  • Собственное мнение («Я считаю», «Я сам(а) доволен(а)», «Я вижу» и т. д.), а также субъективный результат («Добиваюсь целей, которые сам перед собой ставлю») указывают на внутреннюю референцию.

На основании нескольких ответов на вопросы такого типа мы можем понять, к чему тяготеет человек.

Если человек в ответе просто называет некий результат, то необходимо выяснить, кто задал критерии успеха — сам человек (внутренняя референция) или кто-то извне (внешняя референция). Например: «Я хорошо веду переговоры». — «Почему?» — «Я в большинстве случаев добиваюсь результата». — «А кто задает критерии результата?»

Основная информация для мотивации здесь такова:

  • Внешняя референция означает высокую степень значимости оценки, похвалы, а также публичности признания и внешних его признаков. В данном случае очень важно правильно определить референтную группу. Она может быть как реальной (коллеги, клиенты, руководство), так и условной (мода, «так принято», все сотрудники иностранных компаний, мнение прессы и т. п.), а также бывает выражена в виде объективного фактора (объем продаж, выполнение бизнес-плана и т. д.) При проведении оценки деятельности сотрудника очень важно апеллировать именно к его референтной группе. Например, для сотрудника, референтной группой которого является руководство, будет более эффективна фраза: «Именно твой стиль общения с клиентами я (руководитель) ценю больше всего».
  • Внутренняя референция означает, что гораздо более важным фактором для человека является не внешнее признание, а самооценка, удовлетворенность сделанным — вне зависимости от внешнего признания, а также возможность иметь собственное мнение, оказывать влияние на ситуацию, самому принимать решение и делать выбор. Поэтому для человека, тяготеющего к внутренней референции, особенно важны будут включение его в процессы принятия решений, учет его мнения, аргументация в ситуации, когда его мнение не принимается, а также возможность иметь широкую и четко очерченную зону ответственности и принятия решений. Очень опасно сильное давление на такого человека, а чрезмерно частое обращение в экспертному влиянию («так говорят специалисты») или к мнению группы («так принято») может вызывать сильное раздражение.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как распознать и нейтрализовать двадцать популярных софизмов

 

3. Процесс — результат

В реальной жизни большинство видов работ предполагает соотношение процесса и результата. Например, к работам с мотивацией на результат относится большинство должностей, связанных с активными продажами и влиянием на финансовую эффективность компании; все должности, на которых основной задачей является разрешение сложных и конфликтных ситуаций. На таких местах и нужны люди, которые в большей степени ориентированы на результат и мотивируются его быстрым достижением. А вот, например, работа секретаря предполагает значительно больше процедур и процессов. Следовательно, люди, ориентированные на

процессы и мотивированные стабильностью и плавным течением жизни, подойдут больше.

Представьте, что вы собираетесь в отпуск. Каким он должен быть?

  1. «Я хочу отдохнуть так, чтобы осталось много ярких впечатлений, чтобы остались хорошие воспоминания, чтобы приехать отдохнувшим и запаса сил хватило надолго».
  2. «Я хочу во время отпуска видеть много разных мест, получать положительные эмоции и яркие впечатления, релаксировать и отдыхать, потому что очень устал на работе».

Если мы сопоставим эти два примера, то увидим, что по сути оба человека хотят отдохнуть примерно одинаково, но первый ориентирован на то, что будет в результате, а второму больше значим сам процесс.

Самый простой способ определения ориентированности на процесс или результат таков: мы задаем вопрос типа «Что вам больше всего нравится в работе?», «Что вам больше всего понравилось в этом проекте?», а затем оцениваем соотношение результата (сделать, убедить, сделка) и процесса (делать, убеждать, переговоры).

С точки зрения мотивации важно учитывать следующие моменты.

Ориентированность на результат:

  • сотрудники мотивированы высокой планкой целей;
  • важна четкая измеримость цели и результата, а также большая самостоятельность; оптимален контроль по результату;
  • значимы объяснения того, ради чего делается та или иная работа (ключевым словом будет зачем);
  • значимым фактором мотивации является соревнование, сравнение своего результата с результатами других сотрудников или собственными в другие отрезки времени.

Ориентированность на процесс:

  • важна стабильность и отработанность процессов, четкое представление о том, что именно нужно делать в данный момент времени;
  • контроль должен быть периодическим или выборочным; причем более важно контролировать именно соблюдение технологий (процессов), нежели достижения как таковые;
  • систему стоит строить таким образом, чтобы соблюдение технологий (процессов) само по себе приводило к достижению результата (результат сам по себе для людей процесса не является самостоятельным мотивационным фактором).

 

4. Процедуры — возможности

Здесь мы оцениваем, каким путем идет человек в работе или решении своих личных задач. Чем больше соответствует тип работы склонности человека, тем он успешнее, меньше допускает ошибок и более мотивирован.

Люди возможностей ориентированы на поиск новых решений и неповторяющиеся действия или же возможность использования разных подходов при решении типовых задач.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Рекомендации по созданию плодотворной творческой рекламной идеи

Люди процедур предпочитают использовать типовой путь или способ решения рабочей, социальной или жизненной задачи. Соответственно, обе категории будут более успешны и мотивированы в различных ситуациях.

Определить этот параметр проще всего, задавая вопросы и оценивая, выберет ли человек вариант разнообразия и больших рисков ради выигрыша в будущем или предпочитает стабильность и повторяемость:

  • Вам очень понравился какой-то ресторан. Вы предпочтете чаще всего ходить именно туда, или вам больше нравится разнообразить места?
  • Ваша дорога от дома до работы предполагает возможность нескольких примерно равноценных маршрутов. Вы предпочтете выбрать один из них навсегда или будете чередовать?
  • У вас есть возможность получить дополнительное образование и сменить вид деятельности на значительно более перспективный и интересный для вас. Однако это связано с большими затратами времени. Что бы вы выбрали?

С точки зрения мотивации:

  • Для людей возможностей шанс проявить себя и сделать что-то с нуля — мотивирующий фактор. Поэтому нужно всегда подчеркивать имеющиеся возможности и даже в относительно рутинных делах акцентировать внимание сотрудника на том, что он может изменить или улучшить.
  • Для людей, тяготеющих к процедурам, более важна стабильность, структурированность, прогнозируемость. В работе с ними нужно подчеркивать ту составляющую, которая является неизменной, а переменные части показывать как небольшие изменения в рамках стабильной процедуры.

 

5. Содержание — окружение

Существует много видов деятельности, которые требуют от человека установки на общение с людьми, значимости для него человеческого фактора. При других же работах человек больше взаимодействует с цифрами, документами и техникой, нежели с людьми.

Определить соотношение содержания и окружения можно задавая специальные вопросы, а можно просто анализируя речь человека. Примеры вопросов:

  • Что вам больше всего нравилось на предыдущем месте работы?
  • Почему вы выбрали именно эту профессию?
  • Как вы выбирали какое-то из мест работы?
  • Если вам сделают предложения о работе две компании, предлагающие одинаковый пакет, как вы будете выбирать?
  • Опишите идеальное место работы.

Анализируя ответы, мы обращаем внимание на то, в какой степени присутствуют люди (коллектив, клиенты, общение, пациенты, ученики, подчиненные, друзья, родственники, чье-то мнение и т. д.), а в какой — содержание работы.

Можно не задавать подобные вопросы, а просто анализировать речь собеседника. При этом мы должны помнить о том, что соотношение шкальное, т. е. чаще встречаются промежуточные варианты, нежели ярко выраженные крайности.

Соответственно, когда мы хотим мотивировать такого человека, мы учитываем, какие факторы будут для него более значимы: дело, бизнес, результат или же то, каким образом выполняемая работа отражается на конкретных людях.

 

Вы можете изучить любые аспекты управления людьми, которые нужны и интересны именно вам. Повысить свою профессиональную квалификацию и приобрести современные практические навыки в области управления человеческими ресурсами вы можете с помощью программы повышения квалификации «Управление человеческими ресурсами (HR-менеджмент)» (6 курсов, сертификат).

 

2025 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы