Круговорот ресурсов в организации, или очень краткий курс теории экономики

Для руководителя предприятия, которое является основным пользователем данных бухгалтерского учета, его информация необходима для принятия управленческих решений, планирование и контроля. Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Рассмотрим, как все это происходит на практике.


Автор:
Гaлинa Юрьевна Касьянова
, ведущий эксперт Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов по вопросам методологии налогообложения, бухгалтерского учета и экономического анализа.
 

Для руководителя предприятия, которое является основным пользователем данных бухгалтерского учета, его информация необходима для принятия управленческих решений, планирование и контроля.

Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли.

Под прибылью понимается разница между выручкой от реализации продукции, произведенной организацией (или товара, приобретенного для продажи), и затратами на производство и реализацию этой продукции (или на приобретение товара).

Выручка от реализации — это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Затраты — это расходы, понесенные в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств.

Из расходов предприятия складывается себестоимость продукции, которая включает четыре основных элемента:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • амортизационные отчисления;
  • прочие затраты.

Рассмотрим, что представляет собой каждый из этих элементов.

Материальные затраты — это стоимость сырья и материалов, из которых производится продукция, предназначенная для продажи.

Затраты на оплату труда — это сумма заработной платы, начисленной работникам организации, занятым производством и продажей продукции.

Стоимость материалов и заработной платы полностью переносится на затраты по изготовлению продукции единовременно, то есть в тот момент, когда они были использованы в процессе производства.

Используемое в производстве оборудование (здания и сооружения, станки и инструменты и т.п.) принято называть основными средствами. Они служат не один год и могут применяться для производства различных видов продукции.

Стоимость используемых в производстве основных средств переносится на затраты по изготовлению продукции в течение всего срока их применения, который принято называть сроком полезного использования. Перенос стоимости основных средств на затраты называется
амортизацией. Величина амортизации (или, по-другому, — сумма амортизационных отчислений), включаемая в затраты по производству продукции, определяется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Причем здесь налогообложение? — спросите вы. Дело в том, что с 1 января 2002 г. Налоговый кодекс РФ в некоторых случаях предписывает применение иных правил, чем установленные для целей бухгалтерского учета. В этой связи наряду с понятием «бухгалтерский учет» стал употребляться новый термин — «налоговый учет». Бухгалтерский и налоговый учет подобны двум путникам: они идут то вместе, то разными дорогами, то в противоположных направлениях. А все потому, что у них разные цели: бухгалтерский учет должен давать четкую и объективную картину финансового состояния организации, а налоговый ведется исключительно для целей исчисления налога на прибыль или иных налогов (для каждого — свой порядок учета одних и тех же показателей).

К
прочим затратам можно отнести все остальные расходы организации, понесенные ею в связи с производством и реализацией продукции, например:

  • налоги, сборы и платежи, подлежащие перечислению государству и в соответствии с законодательством относимые на себестоимость;
  • расходы на сертификацию продукции и услуг;
  • расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Двигательная раскрепощенность

К прочим затратам также относятся:

  • затраты на содержание управленческого персонала организации;
  • подготовку и переподготовку кадров;
  • командировочные расходы и т.д.

Затраты, понесенные организацией до окончания производственного цикла, составляют стоимость незавершенного производства.

После завершения производственного цикла на склад передается готовая продукция, стоимость которой определяется исходя из суммы затрат на ее изготовление.

Цена продажи устанавливается договором между продавцом и покупателем и может колебаться в зависимости от многих условий — соответствия спроса и предложения на рынке, качества товара, общественно-политической ситуации в регионе и т.д.

То есть в этом случае начинает работать закон рынка, который в некоторых случаях оборачивается удивительными парадоксами. Например, на рынках в отдельных регионах России пачка сигарет «Мальборо» иногда стоит дороже, чем баночка красной икры, а мех соболя имеет своим ценовым эквивалентом бутылку водки.

Если цена продажи выше себестоимости, организация получает прибыль, если ниже — убытки.

Кругооборот веществ в природе, то есть ресурсов организации

Теперь, когда мы определились с терминологией, рассмотрим, как все происходит на практике.

Пример 1. Изменение структуры капитала

Предположим, вы решили немного заработать и для этого открыть небольшую швейную мастерскую. У вас есть сбережения — 10000 руб., а также швейная машинка стоимостью 12000 руб. Вашу идею поддержала ваша подруга, которая решила стать вашим компаньоном. Она также имеет швейную машинку стоимостью 10000 руб. Еще 3000 руб. вы заняли у соседа, который выразил готовность помочь в вашем бизнесе. Итак, у вас есть небольшой первоначальный капитал, который составляет 35000 руб. (10000 руб. + 12000 руб. + 10000 руб. + 3000 руб.) Если ваше дело окажется неприбыльным и вы захотите от него отказаться, то что вы потеряете? Ваши сбережения плюс деньги, взятые в долг у соседа, итого 13000 руб. (10000 руб. + 3000 руб.) А если убытки будут большими — может быть, придется для расплаты с долгами продать и швейные машинки (22000 руб.)

Чтобы не запутаться и в любой момент иметь информацию о том, что у вас есть и кому вы должны, следует постоянно вести записи о своем финансовом положении.

Создание предприятия можно представить так, как показано в таблице 1, приведенной ниже.

Таблица 1. Финансовое состояние мастерской «Белошвейка» в момент ее создания

Что мы имеем (актив) Сумма, руб. Из чего состоит капитал (пассив) Сумма, руб.
Две швейные машинки 12000 Собственный вклад 12000
10000 Собственный вклад 10000
Деньги 10000 Вклад подруги 10000
3000 Вклад соседа 3000
Итого 35000 Итого 35000

Итак, вы открыли свое дело. Чтобы приступить к изготовлению швейных изделий, вам понадобятся ткани, нитки, образцы изделий и т.п. Вы сможете их закупить, но в пределах 13000 руб. — больше наличных денег у вас нет.

При этом состав капитала не изменится, потому что никто не забрал свой вклад — ни вы сами, ни подруга, ни сосед. А вот содержание того, что мы имеем, изменится (см. таблицу 2).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Маркетинговые приоритеты в кризисной ситуации

Таблица 2. Финансовое состояние мастерской «Белошвейка» после приобретения материалов

Что мы имеем (актив) Сумма, руб. Из чего состоит капитал (пассив) Сумма, руб.
Две швейные машинки 12000 Собственный вклад 12000
10000 Собственный вклад 10000
Материалы (ткани, нитки, образцы изделий, и т.п.) 13000 Вклад подруги 10000
Вклад соседа 3000
Итого 35000 Итого 35000

Из приобретенных материалов вы изготовили швейные изделия — не важно, что конкретно, например, прихватки для кухни, салфетки и т.д., и приобретенные вами материалы изменили свой вид. Теперь они стали произведенной продукцией. Сколько она стоит? 13000 руб. — это стоимость материалов, но вы ведь еще и потратили собственное время, вложили труд, израсходовали электроэнергию, оплатили доставку материалов, возможно, оплатили работу художников, которые разработали для вас образцы, и т.д. Таким образом, стоимость готовых изделий будет больше, предположим, на 6000 руб. Но оплачивать понесенные вами расходы пока нечем — денег-то нет! Тогда на момент изготовления изделий распределение капитала будет таким, как показано в таблице 3.

Таблица 3. Финансовое состояние мастерской «Белошвейка» после изготовления швейных изделий

Что мы имеем (актив) Сумма, руб. Из чего состоит капитал (пассив) Сумма, руб.
Две швейные машинки 12000 Собственный вклад 12000
10000 Собственный вклад 10000
Готовая продукция (швейные изделия) 19000 Вклад подруги 10000
Вклад соседа 3000
Стоимость трудозатрат и производственных расходов (задолженность по оплате труда, за электроэнергию и т.п.) 6000
Итого 41000 Итого 41000

Предположим, ваши изделия понравились покупателям и вы смогли их быстро реализовать, выручив при этом 30 000 руб. Таким образом, швейные изделия, на производство которых вы потратили 19000 руб., превратились в деньги в сумме 30000 руб. Что собой представляет разница между стоимостью готовой продукции и полученной выручкой, которая составляет 11000 руб. (30000 руб. — 19000 руб.)? Правильно, прибыль! То, ради чего, собственно, вы и организовали свой бизнес и ради чего работает любое коммерческое предприятие, вне зависимости от формы его собственности и характера деятельности.

Прибыль можно забрать себе, разделив с подругой. Имеете полное право — вы ее заработали. Можно отдать долг соседу, купить еще больше материалов, расширить ассортимент швейных изделий и т.д.

Только прежде необходимо уплатить все налоги, которыми облагаются полученная выручка, прибыль и т.п. Пока для простоты мы эти налоги не учитываем. Распоряжаться прибылью могут только владельцы предприятия, то есть вы и ваша подруга. Без вашего согласия невозможны никакие выплаты, за исключением налога на прибыль и других платежей в бюджет, которые должны уплачиваться в обязательном порядке. Теперь состояние вашего бизнеса будет иметь следующий вид.

Таблица 4. Финансовое состояние мастерской «Белошвейка» после реализации швейных изделий

Что мы имеем (актив) Сумма, руб. Из чего состоит капитал (пассив) Сумма, руб.
Две швейные машинки 12000 Собственный вклад 12000
10000 Собственный вклад 10000
Деньги 30000 Вклад подруги 10000
Вклад соседа 3000
Стоимость трудозатрат и производственных расходов 6000
Прибыль 11000
Итого 52000 Итого 52000

Допустим, после получения выручки вы решили отдать долг соседу, выплатить зарплату себе и подруге, погасить другие долги (всего 6000 руб.), а на оставшуюся часть денег 21000 руб. (30000 руб. — 6000 руб. (зарплата и другие долги) — 3000 руб. (долг соседу)) закупить новые материалы и тем самым расширить свой бизнес.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Анализ сильных и слабых сторон компании с помощью диаграммы «Ишикава»

Тогда финансовое положение вашей мастерской снова изменится. Итоговая сумма уменьшится на сумму выплаченного долга и вашей заработной платы, и состояние вашего бизнеса будет иметь следующий вид (см. таблицу 5).

Таблица 5. Финансовое состояние мастерской «Белошвейка» после выплаты зарплаты, погашения долга и расширения бизнеса

Что мы имеем (актив) Сумма, руб. Из чего состоит капитал (пассив) Сумма, руб.
Две швейные машинки 22000 Собственный вклад 22000
Вклад подруги 10000
Материалы 23000 Расчеты с персоналом по оплате труда 11000
Кредиторская задолженность перед бюджетом 2000
Итого 45000 Итого 45000

Итак, если проанализировать результаты действий, выполненных в рассмотренном примере, то можно сделать вывод, что в процессе хозяйственной деятельности вложенные в предприятие средства постоянно изменяют свою структуру. Эти изменения можно представить в виде следующей схемы:

Деньги — Материалы — Готовая продукция (швейные изделия) — Деньги с приростом

Нетрудно заметить, что хозяйственный процесс начинается с вложения денег и заканчивается их получением.

Такое замкнутое последовательное движение капитала называется кругооборотом хозяйственных средств.

В зависимости от специфики деятельности предприятия он может быть разным. Наиболее сложную структуру кругооборот имеет у производственных предприятий, особенно крупных промышленных, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих филиалы и обособленные подразделения.

Торговое предприятие не производит продукцию, оно лишь реализует приобретенные товары по более высокой цене. Поэтому схема кругооборота у него будет проще:

Деньги — Товар — Деньги с приростом

Еще проще схема круговорота у банков и других кредитных учреждений. Банк предоставляет кредиты, которые возвращаются ему с процентами.

Деньги — Расходы на обслуживание долга — Деньги с приростом

Но независимо от того, о каком предприятии идет речь, любые действия, приводящие к изменению структуры капитала, называются хозяйственными операциями.

Выполнение каждой хозяйственной операции оформляется соответствующим документом и отражается в учете. Только таким образом можно управлять хозяйственными процессами, осуществляемыми на предприятии. А чтобы это управление было эффективным, учет должен обладать теми качествами, о которых речь шла выше: отражаемая в нем информация должна быть уместной, надежной и сравнимой. Только в этом случае данные бухучета дают объективную картину финансового состояния предприятия.


Повысить свою профессиональную квалификацию в области управленческого и бухгалтерского учета без отрыва от работы вы можете с помощью программы «Финансовый менеджмент и планирование» (6 курсов, 5 мес. обучения; сертификат).

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы