Технология финансового планирования


Финансовое планирование — это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы. Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом: первые два месяца — понедельно, далее — помесячно (2-3 месяца), далее — поквартально. При постановке финансового планирования целесообразно использовать классическую схему.

Автор:
Oлeг Иванович Дpaнкo,
кандидат физико-математических наук, доцент, директор школы менеджмента МФТИ, консультант в области корпоративных финансов.

В данной публикации мы рассмотрим типовую технологию финансового планирования; взаимосвязь между различными бюджетами, в том числе при формировании бюджетного баланса, а также последовательность «план —факт—анализ».

Финансовое планирование (ФП) — это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы. Бюджет или система бюджетов должны показывать ориентиры повседневной деятельности руководителей предприятия.

Общий финансовый план разрабатывается
сквозным образом, с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям предприятия. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также:

  • планирование натуральных показателей;
  • планирование по структурным подразделениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые показатели (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения. При необходимости они могут быть детализированы.

Говоря о финансовом планировании, необходимо уточнить, что помимо планирования комплексное бюджетирование включает
стадии:

  • принятия решений и их реализации;
  • учета и контроля результатов (фиксации факта);
  • анализа фактического состояния (анализа «план—факт»);
  • необходимых корректировок.

Совершенно очевидно, что планирование только финансовых показателей (например, при планировании движения денежных средств) в отрыве от натуральных показателей (планов продаж, производства, закупок) приводит к неточностям и накоплению ошибок.

Финансовое планирование осуществляется
постоянно, скользящим образом: первые два месяца — понедельно, далее — помесячно (2—3 месяца), далее — поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических (ожидаемых) результатов предыдущего периода с плановыми. Все планы (бюджеты) развернуты в динамике.

Итоговые документы включают консолидированные формы планов движения денежных средств, прибылей и убытков, укрупненного баланса как предприятия в целом, так и по центрам финансовой ответственности.

К
задачам, решаемым процессе финансового планирования, относят:

  • уменьшение временной нагрузки на менеджеров (решения о платежах формируются один раз в период — месяц или неделю, а не каждый раз при каждом платеже);
  • координация деятельности менеджеров;
  • формирование согласованных планов сквозным образом по предприятию;
  • единый «язык» взаимодействия менеджеров различных служб — финансовый язык платежей и поступлений, доходов и расходов, капитала.



Общая схема финансового планирования

При рассмотрении финансового планирования целесообразно использовать классическую схему.

1. Анализ «цели — план — факт». Анализ «цели — план — факт» проводится на верхнем уровне руководства. Здесь рассматриваются среднесрочные цели до одного года. Периодичность анализа должна быть достаточно редкой для отслеживания крупных изменений и достаточно частой для возможного внесения корректив. Рациональным выглядит
период анализа от месяца до квартала.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Формирование стратегии банка

Результаты анализа сопровождаются
пояснительной запиской. В ней отражается:

  • общая характеристика хода дел;
  • крупные, основные успехи и причины/факторы их возникновения;
  • крупные, основные неудачи и причины/факторы их возникновения;
  • рекомендуемые/предполагаемые меры по улучшению позитивных и ослаблению влияния негативных факторов.

Причины отклонений рекомендуется разделять на управляемые (как правило, внутренние), которые специалисты предприятия могли изменить, и неуправляемые (как правило, внешние), на которые специалисты предприятия не могли воздействовать.

2. Осуществление действий. В процессе деятельности на этапах между формированием плана и фиксацией его выполнения находится этап «Действие». Весомость данного этапа намного выше, чем всех остальных, так как задействованы не только управленцы, но и весь персонал предприятия.

На этом этапе происходит многократное
отслеживание фактического хода событий (необязательно с их фиксацией в документальной форме) и оперативное воздействие, весьма важное для целей управления. По сути это реализация обратных связей. Оперативное отслеживание и внесение корректив по ходу позволяет уменьшить потери из-за нескоординированности работы многих служб и специалистов.

Укрупненная схема процедуры планирования включает следующие этапы:

  • план продаж;
  • план отгрузки;
  • согласование плана выпуска с возможностями производства;
  • корректировку поступлений по плану выпуска;
  • расчет расходов по снабжению, энергетике и др.;
  • сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам и оборотному капиталу;
  • корректировку планов при неудовлетворительном результате;
  • принятие плана.

Суть именно финансового планирования заключается в том, что одновременно планируются прибыли и движение капитала, особенно денежных средств.



Технология финансового планирования

Финансовый план включает чисто финансовую и производственно-технологическую части. Для торговых предприятий, у которых отсутствует производственно-технологическая цепочка, связанная с преобразованием материалов в готовую продукцию, общая схема планирования несколько упрощается.

1. План продаж. Финансовое планирование необходимо начинать с планирования продаж. Готовит план продаж маркетинговая (сбытовая) служба.

План продаж состоит из
плана поступлений и
плана отгрузки. Собственно продажам соответствует отгрузка готовой продукции со склада. План продаж включает объем продаж товаров в натуральном выражении (предполагаются средние цены) и показывает, сколько, какой продукции и когда отгружается потребителю. План продаж формируется на основании договоров, контрактов, гарантийных писем, устных договоренностей, а также заранее ожидаемого объема продаж без предварительного заказа.

2. План производства. План производства составляется исходя из плана продаж с учетом предполагаемых остатков готовой продукции на складе. Стоимость готовой продукции попадает в плановый баланс отдельной строкой.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Добиваться выполнения поставленных задач — основная задача руководителя

Под продажи и пополнение склада необходимо спланировать объем производства. Специалисты службы планирования производства (плановый отдел, планово-диспетчерский отдел, цеха) рассчитывают необходимый объем производства под планируемую отгрузку и наличие товара на складе готовой продукции по видам товаров

Здесь следует принять во внимание наличие буфера — склада готовой продукции:

Объем производства = Запас на конец периода + Объем продаж — Запас на начало периода

3. План закупок. В соответствии с планом выпуска производственная служба рассчитывает потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах и комплектующих План использования материалов рассчитывается по нормам расхода материалов на единицу продукции с учетом времени использования материалов в процессе производства согласно технологическим картам.

План закупок формируется на базе плана материальных затрат и желаемого (планового) состояния склада сырья, материалов, комплектующих. К этому плану целесообразно также отнести закупки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других материалов, особенно если они закупаются через службу снабжения.

4. План по труду. План по труду формируется в соответствии с нормами затрат времени по квалификационным группам рабочих и расценкам их оплаты.

5. Накладные расходы. По природе возникновения накладные расходы учитываются как единое целое. Для получения прибыли предприятию необходимо «покрыть» величину накладных расходов разницей между продажами и расходами на собственно производство и продажу (маржинальной прибылью). Отсюда следует, что накладные расходы планируются по типам расходов и подразделениям.

Бюджет накладных расходов целесообразно разделить на несколько достаточно
автономных бюджетов:

  • бюджет коммерческих расходов, напрямую связанный с бюджетом продаж;
  • бюджет общепроизводственных расходов, связанный с производством продукции;
  • бюджет административных расходов;
  • бюджет финансовых расходов;
  • бюджет социальных расходов.

Критерий отнесения той или иной статьи расходов к некоторому бюджету заключается в
группировке статей затрат по соответствующему отделу (подразделению), отвечающему за обеспечение (реализацию) по данной статье.

6. Бюджет капитальных вложений. В отличие от остальных планов (бюджетов), бюджет капитальных вложений не привязан к текущей деятельности и текущим доходам, а ориентирован на будущие доходы. Как правило, процесс капитального строительства осуществляется медленнее, чем основная деятельность, в связи с чем данный бюджет рассматривается и корректируется реже, чем остальные.

Бюджет капитальных вложений влияет на увеличение основных средств и требует оплаты денежными (или другими) средствами.

7. Поступления. План поступлений показывает сколько средств, когда и в какой форме получит предприятие за проданную продукцию. Планирование поступлений в современных условиях является самым сложным элементом.

При продаже продукции с последующей оплатой образуется дебиторская задолженность перед поставщиками. Уменьшение дебиторской задолженности происходит через поступления. При предварительной оплате за продукцию формируется кредиторская задолженность (авансы полученные).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Аутогенная тренировка для укрепления физического и психического здоровья

При планировании поступлений следует учитывать два основных фактора: организацию-плательщика и форму оплаты. График (план) поступления средств по срокам разрабатывается маркетинговой и финансовой службами, в том числе по видам платежей: наличные средства, расчетный счет, валютный счет, в виде ценных бумаг (векселя, денежные зачеты и т.д.), на другие счета, по взаимозачетам, бартеру (товары).

8. Платежи. Из плана закупок, плана по труду и плана накладных расходов формируется кредиторская задолженность. Погашение кредиторской задолженности фиксируется в плане движения денежных средств в качестве платежей. Величина кредиторской задолженности фиксируется в плановом балансе.

9. Сводный план. Результаты планирования в укрупненном виде представляются финансовой службой в виде сводного плана, включающего баланс, план по прибылям и убыткам и план движения денежных средств.

В плане движения денежных средств учитываются поступления по всем источникам и все виды платежей в денежной форме. Основные группы поступлений; выручка, собственный капитал (в том числе расчетный счет на начало периода) и заемный капитал. Основные группы платежей: на закупку материалов и оплату труда, налоги и внебюджетные фонды, возврат кредитов и процентов по ним, выплаты из прибыли.

Важнейшая контролируемая характеристика плана движения денежных средств — неотрицательность остатка денежных средств (расчетный счет плюс касса). Этот план позволяет предусмотреть и заблаговременно ликвидировать периоды неплатежеспособности. Если остаток денежных средств на конец какого-либо периода становится отрицательным, то такой план нереализуем и необходимо предпринимать меры по балансировке денежных средств.

Сводный бюджет состоит из плана о прибылях и убытках и планового баланса, которые по форме совпадают с отчетными. Это позволяет сравнить фактические и спланированные показатели. При необходимости (неудовлетворительном результате, недостижении целей) следует внести исправления в методику планирования.


Научиться управлению финансами организации, планировать и контролировать финансовые потоки вы можете изучив курс «Управление финансами». В нем изучаются все основные технологии финансового планирования, дающие полную информацию о деятельности предприятия. Вы можете изучить этот курс в составе программы повышения квалификации «Финансовый менеджмент и планирование» (фиксированный учебный план из 6 курсов, 5 мес. обучения) или по программе индивидуального обучения (период обучения на выбор; личный куратор; персональная программа обучения из 128 курсов на выбор).

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы