Автор: Pичapд Бoяциc (Richаrd Bоуatzis), руководитель кафедры организационного поведения в Школе менеджмента Уэдерхед (Weatherhead School of Management) университета Case Western Reserve (Cleveland, Ohio). Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.
Если в человеке начинают происходить внутренние изменения, это всегда не случайно. Другое дело, что, не обладая развитым самосознанием, можно долгое время этого не замечать. Иногда мы не способны уловить перемены в своем поведении, пока нам не укажут на них другие. Поэтому даже долгожданные перемены, к которым мы столько готовились, нередко воспринимаются нами как неожиданность.
Большинство людей переживает важные события в своей жизни как некое откровение. Однако если человек наделен развитым самосознанием, процесс изменений представляется ему в виде ровного, последовательного движения. Одна из важнейших задач любого грамотного лидера — научиться вовремя распознавать перемены и осмысленно управлять процессом личностного развития и освоения новых навыков.
Предлагаемая модель целенаправленного самосовершенствования поможет вам успешно менять свои личностные качества и делать это с воодушевлением и энтузиазмом. Наши исследования показали, что процесс личностного роста включает в себя пять этапов:
- Мое идеальное «я»: чего я хочу от жизни и каким человеком стремлюсь стать — так мы рисуем картину желаемого состояния.
- Моя реальная сущность: как я себя проявляю и как меня воспринимают окружающие. Сравнение реальной сущности с идеальным «я» позволяет нам выявить свои достоинства и недостатки — так мы подводим «личностный баланс».
- Моя программа самосовершенствования. С ее помощью мы можем найти применение своим сильным сторонам, а также приблизиться к своему идеалу и, возможно, преодолеть какие-то слабые стороны (или сохранить существующее положение дел в бизнесе и личной жизни, если оно уже отвечает идеалу).
- Опробование на практике новых способов поведения, тренировка новых навыков, укрепление и развитие положительных качеств.
- Установление и поддержание тесных личностных отношений с окружающими. Гармоничные отношения с людьми помогут нам осуществить изменения и развить лидерский потенциал.
Этот процесс носит циклический характер. Чтобы преобразиться как личность, обрести гармонию и достичь идеала, человек должен пройти все пять стадий цикла. Когда человек хочет достичь гармонии с самим собой и окружающими, большую роль играет оптимизм, который служит своего рода эмоциональным мотором.
Не менее важны эмпатия, делающая человека чутким и участливым, а также активное сознание, благодаря которому процесс самосовершенствования становится более последовательным и осмысленным. Только при наличии этих трех качеств можно сохранять здоровый эмоциональный настрой, эффективность и плодотворные отношения с людьми. Здесь необходимы решительность и терпение.
Этап первый самосовершенствования: определение идеального «я»
Так называемое идеальное «я» — это возникший у вас новый образ человека, каким вы хотели бы стать. Таким образом, определение цели, в сторону которой нужно было двигаться, является первым этапом вашего личностного роста. Все начинается с мечты — о себе, о жизни, о работе.
Научные работы в области спорта, психологии и медитации говорят о том, что представление об идеальном «я», оживляющее наши стремления и мечты, мобилизует эмоциональные ресурсы и высвобождает психическую энергию. Однако, несмотря на то, что мы прекрасно осведомлены о пользе таких идеальных представлений о себе и будущем, нам не удается зацепиться за этот спасательный круг. Мы делаем то, чего ждут от нас другие, а не то, о чем мечтаем сами, а то и попросту остаемся глухи к своим мечтам и не понимаем, чего хотим от жизни. Поэтому первая ваша задача — отыскать свою мечту, свое собственное представление о себе и своей жизни.
Этап второй: анализ собственных достоинств и недостатков
Определить, кто мы есть на данный момент, постичь свою истинную сущность — значит реализовать второй этап процесса самосовершенствования. Чтобы двигаться от действительного к желаемому, нужно иметь представление о том, как вас видят другие, и понимать, соответствует ли их восприятие вашей самооценке.
Точная самооценка требует развитого самосознания и готовности признать свои недостатки. Чтобы увидеть свое реальное «я» и определить, как нас воспринимают окружающие, необходимо известное мужество. Со временем у нас формируется определенное представление о себе (как правило, положительное), и наше сознание активно оберегает его от посягательств извне. Мы становимся глухи к любой информации, способной подорвать наше самовосприятие и грозящей разрушить иллюзии. Этот защитный механизм охраняет человека от болезненных переживаний, но одновременно создает у него искаженный образ «я», который сам себя подпитывает. Он все больше укореняется в сознании и может сослужить плохую службу. Поэтому, чтобы увидеть себя в истинном свете, нужно расстаться с защитными механизмами.
Зачастую, когда мы неожиданно понимаем, что мы сбились с пути, возникает недоумение: почему мы не заметили этого раньше? Удивляться не стоит: посмотреть на себя со стороны и честно оценить свое душевное состояние, поведение, принципы и ценности — одна из самых трудных задач, которые приходится решать в процессе личностного роста.
Погружению в диссонанс способствует несколько факторов. Во-первых, трудно увидеть себя или окружающий мир в истинном свете, когда люди не желают вам помогать, боятся делиться своим мнением о вашем поведении и скрывают свое отношение к вам. Это особенно распространенная ситуация, когда речь идет о наделенном властью человеке — например, родителе или начальнике.
Во-вторых, люди сами могут стать жертвой подобного синдрома и тоже утратить способность адекватно оценивать себя и других — тогда они объективно будут не в состоянии вам помочь. В-третьих, существует тип людей, которые склонны всему попустительствовать: они сознательно замалчивают правду. Причины могут быть разные: страх негативных последствий, стремление избежать конфликта или нежелание самому отступать от привычных моделей поведения и развиваться.
Этап третий: составление плана обучения
Даже целеустремленный, решительный и полный желания измениться человек может легко отвлечься от важных аспектов и ошибочно сосредоточить внимание на ложных задачах. Если не найти подлинный источник своих страданий и тревоги, не определить истинную причину неудач, то никакие стратегии преодоления стресса и радикальные меры не помогут достичь желаемого.
Третий этап процесса целенаправленного самосовершенствования — составление плана работы над собой, концентрация сил и внимания на достижении желанной цели. Результатом этих усилий может стать улучшение трудовых показателей или растущее чувство удовлетворенности жизнью.
Однако важно помнить, что в программе обучения акцент следует делать на процессе личностного развития как таковом. То есть энергию нужно направить прежде всего на самосовершенствование, а результаты приложатся. В данном случае ориентация на процесс играет исключительно плодотворную роль, поскольку внушает человеку веру в себя и дарит надежду на лучшее будущее.
Добиться нужных изменений удастся только в том случае, если найти в себе силы от чего-то отказаться ради того, чтобы высвободить время и энергию для новых дел. Если вы решили заняться самосовершенствованием, желательно выбрать несколько основных навыков, на которых вы можете сосредоточить внимание.
Этап четвертый: практическое закрепление новых навыков
Итак, вы разработали корректную и обоснованную программу самосовершенствования. Теперь ваша задача — практиковаться и репетировать. Необходимо отточить новые навыки настолько, чтобы они стали частью ваших инстинктов и привычек. Новые установки и модели поведения должны стать настолько естественными, чтобы о них можно было не задумываться. Первые успехи наполнят вас надеждой, а она вызовет энтузиазм и решимость довести начатое до конца.
На четвертом этапе процесса целенаправленного самосовершенствования необходимо «обкатать» освоенные навыки, опробовав их на практике. Реализация плана обучения и движение к намеченной цели требуют немалых усилий, активных многоплановых действий и постоянной тренировки нового стиля поведения.
Для этого максимально используйте возможности, которые предоставляет повседневная жизнь. Возможно, стоит просто попробовать вести себя иначе в знакомой обстановке — посмотрите, что произойдет, проанализируйте последствия, а затем продолжите экспериментировать. На этом этапе особенно важно найти возможность как можно лучше усвоить полученные знания путем «проигрывания» новых сценариев.
Люди часто преуменьшают значение такого рода проб. Некоторые считают, что нельзя говорить ни о каких внутриличностных изменениях до тех пор, пока новые поведенческие модели не будут использованы «в деле», то есть в рабочей обстановке. Из-за этого убеждения многие пытаются сразу же начать применять новые методы в «боевых» условиях. Однако это грозит разочарованием, потому что опыт может оказаться неудачным.
Наиболее эффективно тренировка новых навыков проходит, когда мы чувствуем себя комфортно. Ощущение психологической защищенности создает атмосферу, в которой удобно «примерять на себя» новые стили поведения, восприятия и мышления и не бояться опозориться, растеряться или ошибиться. На этом этапе целенаправленное обучение и работа над собой уже приобретают вид непрерывного самосовершенствования.
Этап пятый: один в поле не воин
Решив освоить новые навыки, вы должны обязательно подключить к этому процессу других людей — в данном случае без поддержки не обойтись. Иногда выбор преданного друга или коллеги, который находится в таких же душевных поисках, становится ключевым этапом на пути к самосовершенствованию. Когда вы нашли такого человека, поговорите с ним, сопоставьте ваши взгляды и постарайтесь воспринять его мысли. Честный диалог может стать для вас импульсом к развитию творческого мышления, поможет иначе взглянуть на себя и окружающих и набраться сил, чтобы довести начатое до конца.
Вовлекая в свое дело людей со стороны, вы тем самым берете на себя повышенную ответственность. Намного сложнее отказаться от дальнейшей работы над собой, когда кто-то другой уже внес свой вклад в ваше самосовершенствование.
Отношения с людьми — важнейший элемент социальной жизни и основной фактор устойчивого личностного роста. Особенно значимы для нас отношения с той группой людей, на которых мы ориентируемся в своих жизненных установках. Общение с ними помогает каждому из нас ощущать себя полноценной личностью, разделяющей определенные нормы и ценности со своими единомышленниками. Благодаря этим референтным группам мы определяем, какое поведение считать правильным, а также получаем информацию о социальной оценке своих поступков.
Наше окружение, культура, референтные группы и социальные отношения влияют на наше представление о себе и наш идеал собственного «я». Исходя из социального контекста, мы выстраиваем идеальный образ своей личности, оцениваем и объясняем свою истинную сущность. Ориентируясь на эти социально-культурные факторы, мы также трактуем свои достоинства (качества, которые считаем неотъемлемой частью своего «я» и стремимся сохранить) и недостатки (качества, которые мы считаем своими слабыми сторонами или по какой-то другой причине желаем изменить).
В этом смысле социальные отношения выступают для нас в качестве посредников, арбитров, переводчиков, экспертов и помощников. Благодаря им мы получаем возможность учиться и развиваться.