Правила использования юмора в управлении персоналом

Юмор часто используется в качестве разящего оружия. Он так болезненно отражается на людях, что порой мы просто отказываемся применять это эффективное средство воздействия. Кому-то отпущен природой этот дар общения, а кто-то, как считает он сам, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить.

Автор: Taтьянa Влaдимиpовна Барлас, кандидат психологических наук, старший преподаватель Московского психологического университета.

 

«Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим», справедливо говорил Марк Твен.

Юмор часто используется в качестве разящего оружия. Он так болезненно отражается на людях, что порой мы просто отказываемся применять это эффективное средство воздействия.

Кому-то отпущен природой этот дар общения, а кто-то, как считает он сам, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить. Попробуйте воспользоваться этими рекомендациями.

Первое требование. Можно посмеяться над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием подчиненного. Никогда нельзя подвергать осмеянию личность человека. Недопустимо применять старую как мир уловку беспринципных людей: вместо того, чтобы опровергнуть доводы собеседника — опорочить, высмеять его самого.

Второе. Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима улыбка, а тем более шутка по поводу необычной фамилии подчиненного, его физической слабости, болезни, полноты, необычных пропорций тела, заикания. Недопустимо высмеивать объект симпатии или любви подчиненного.

Третье. Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Рассказывая смешной эпизод, руководитель должен оставаться, по возможности, сдержанным, иначе он продемонстрирует явно положительное отношение к собственной шутке, продекламирует ее как что-то удивительно остроумное. И может вызвать реакцию противоположную ожидаемой.

Чувство комического возникает, когда концовка анекдота, рассказа противоречит тому, что было сказано раньше, когда финал или заключение неожиданны. Чем более вероятностный прогноз противоречит действительному ходу событий, тем сильнее эмоциональная реакция.

Когда же руководитель начинается смеяться раньше времени, он невольно готовит соответствующий прогноз слушателей. Эффект комического резко снижается. «Если хочешь вызвать слезы — плачь. Но если желаешь насмешить, самому смеяться нельзя», — говорит итальянская пословица.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что рассказывают жесты и телодвижения о вас и ваших собеседниках

Четвертое. Недопустима грубая пошлая шутка. Они — следствие низкой культуры руководителя, недооценка и неуважения личности подчиненных, результат назидательности, ничего общего не имеющей с остроумием. Пошлые и грубые шутки приводят к устойчивому конфликту между начальником и подчиненным. Бестактность болезненно отражается на людях, провоцирует их на серьезный конфликт с коллегами и руководителями.

Пятое. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах подчиненного, его забывчивость, неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с руководителем. Вряд ли можно сказать, что человек обладает чувством юмора, если он смеется над упавшей на ровном месте пожилой женщиной, бегущим по лужам за сдутой ветром шляпой стариком, севшим на сломанный стул и упавшим товарищем. Чтобы не допустить ошибки, надо различать комическое и смешное. А это не одно и то же.

Недостатки случайные, поверхностные и особенно легко устранимые, не могут и не должны быть объектом высмеивания. Ведь если они не сознательны, достаточно мягко указать на них.

Шестое. Шутку и юмор лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека, но ни в коем случае не высмеивания, наказания. Иронией и насмешкой можно тяжело ранить такого человека, можно усилить существующий уже у него комплекс, вызвать или обострить конфликт с руководителем.

Сатира — это форма отрицания и осуждения. Применение к кому-либо средств сатирического осмеяния — это достаточно жесткое наказание. Оно может вызвать чувства унижения, стыда, обиды. Шутка в этом случае должна обязательно содержать элементы дружеской и мягкой критики, которая будет скорее упреком, чем наказанием.

Седьмое. Позволяя себе шутить с людьми, надо быть готовым к тому, что рано или поздно шутка раздастся в ваш адрес, и в этом случае сердиться, принимать административные меры к шутнику недопустимо. Единственно правильная реакция начальника — посмеяться над собой вместе с подчиненными.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения помогут вам читать эффективнее

Всегда надо быть готовым ответить на остроту, не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом (это своеобразная форма самозащиты), поддерживать и направлять юмор подчиненных, а не пресекать их стремление шутить.

Шутка над самим собой — прекрасная форма самозащиты. Мы знали одного сильно заикающегося преподавателя вуза, который на первой же лекции, увидев улыбки студентов, говорил: «Над заикой смеяться нельзя. Заика от этого болеет и в конце концов умирает». Иногда к концу занятия добавлял: «Впрочем, извините, об этом я вам уже заикался». Как правило, этого было достаточно. Посмеявшись вместе с преподавателем над шуткой, студенты переставали замечать его недостаток.

 

Приобрести практические навыки, освоить принципы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом», или выбрав обучение по индивидуальному плану.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы