Модель открытого образования: знание — под деятельность

Если знания, весь учебный материал, находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: в одну аудиторию, на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность». Знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности.

Автор: Ильдap Маратович Ибpaгимoв, кандидат технических наук, доцент Московского государственного открытого университета (МГОУ).

 

До 1950-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 1960-х — уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия отражена в законе Российской Федерации «Об образовании». Образование определено как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза), что удостоверяется соответствующими документами.

Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия, как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

Классификация принципов традиционного обучения предполагает их разделение на три группы:

  1. общие принципы — гуманизация, научность, системность, развитие;
  2. принципы, относящиеся к содержанию обучения — соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам, историзм, целостность, комплектность;
  3. дидактические принципы — соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения.

 

Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что указанных выше хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (табл. 1).

 

Таблица 1. Различные системы образования.

Парадигма традиционного классического образования Парадигма открытого образования
Основная цель образования — подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Основная цель образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек — простая система Человек — сложная система
Знания — из прошлого («школа памяти») Знания — для будущего («школа мышления»)
Процесс обучения — передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков Процесс обучения — созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе
Обучаемый — объект педагогического воздействия Обучающийся — субъект познавательной деятельности
Монологические субъектно-объектные отношения преподавателя и обучаемого Диалогические субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучающегося
«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого Активная творческая деятельность обучающегося

 

Мировой опыт осуществления открытого образования и проведенные исследования позволили сформулировать принципы, присущие системе открытого образования, расширяющие их типовой набор, характерный для традиционного обучения:

  • личностно-ориентированный характер образовательных программ (маркетинговый подход, учет образовательных потребностей обучающихся);
  • практическая направленность содержания и способов совместной деятельности (системность и целостность содержания образования и видов деятельности);
  • активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
  • проблемность содержания и диалогический характер взаимодействия в учебном процессе;
  • рефлексивность (осознанность обучающимся содержания и способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений);
  • вариативность (разнообразие) образовательных программ — содержание образования должно отражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;
  • принцип поддерживающей мотивации;
  • модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ и деятельности обучающихся.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Самоменеджмент руководителя

 

Все яснее проявляются контуры системы открытого образования, рассматриваемой как рациональное и органичное сочетание всех известных форм получения образования. Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого учебного заведения таковы, что они вообще не зависят от того, очная это форма обучения, заочная или дистанционная и т.д.

Если знания, весь учебный материал, все его дидактические составляющие оформлены и находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в одну аудиторию, то ли на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий уже не может рассматриваться только в одних координатах — в использовании в учебном процессе. Принципиально меняется сам учебный процесс, его содержание и организация.

При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:

  • деятельности — содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;
  • интерактивности — отражает особенности контактов студентов с преподавателями, а также студентов между собой;
  • индивидуализации — проводится оценка стартовых знаний, входной и текущий контроль;
  • идентификации — проводится контроль самостоятельности обучения;
  • регламентности обучения — обеспечивается жесткий контроль и планирование учебного процесса; обеспечения открытости и гибкости обучения.

 

Критерий знание под деятельность и модель открытого образования

Учитесь только тому, что вам интересно и нужно. Максимальная свобода выбора учебных программ и порядка обучения — специально для взрослых занятых людей.

Реализация указанных принципов приводит к качественным изменениям всех элементов педагогической системы открытого образования, которые заключаются в следующем.

  1. Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. Поэтому открытое образование позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности.
  2. Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность».
  3. В системе открытого образования знания начинают выступать не только в функции онтологии, но и как средство для решения конкретных профессиональных задач. Однако это отнюдь не означает, что в открытом образовании исчезает фундаментальное знание. Оно остается, но начинает выстраиваться по другим законам: знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности. Первостепенное значение приобретают универсальные (методологические) знания, позволяющие оценивать и прогнозировать будущее.
  4. Изменяются требования к методам и формам организации образования. Ведущими становятся активные индивидуальные и групповые (совместные, коллективные) формы работы с учебным материалом.
  5. Меняются тип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.

 

Принцип незамкнутости, характерный для любой системы на этапе становления, доказывает, что развитие возможно только в открытых системах, которые имеют обратную связь с внешней средой. Это характерно и для системы образования в период вступления человеческой цивилизации в информационную стадию развития. Информатизация образования как важнейший компонент открытого образования позволяет поднять образовательный процесс на уровень активного социального творчества. Открытое образование, интегрируя в себе все ценное, что выработала наука, является основой дальнейшего развития цивилизации.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Непрерывное образование: гибкость и рост

В качестве основных исходных методологических идей открытого образования можно принять следующие:

  • идея деятельности, в соответствии с которой образование не может быть сведено к какому-либо частному виду образовательного процесса, например к усвоению материалов, расширению знаний, умений и т.д. Напротив, эта идея требует понимания образования в контексте целостного включения личности в социальную деятельность: общественную практику, науку, обучение и т.д.;
  • идея системности, в соответствии с которой модель образования не может рассматривать изолированно учебный процесс, производственную деятельность и общение людей, а, наоборот, должна рассматривать целостное включение личности в систему жизнедеятельности;
  • идея отражения, состоящая в том, что обеспечивается возможность использования всех форм информационного воздействия на человека, на базе которых и происходит формирование творческой личности.

 

Для Российской Федерации с ее большой территорией и рассредоточением населения, неравномерностью развития инфраструктуры, существенным разрывом в обеспечении населения образовательными услугами развитие открытого образования представляется одной из наиболее важных задач по выходу на уровень высокоинтеллектуальных и демократических стран.

 

Особенности модели дистанционного образования

Характерные особенности дистанционного образования заключаются в следующем.

1. Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует какого-либо образовательною ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

2. Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.

3. Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.

4. Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т. п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.

5. Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Из чего складывается и как определяется уровень жизни

6. Использование специализированных технологий и средств обучения. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение друг с другом и с преподавателями.

Однако существуют и некоторые отрицательные стороны дистанционного обучения:

  • отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, т.е. исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;
  • необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических свойств характера обучающегося: жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности;
     необходимость постоянного доступа к источникам информации, для чего нужна хорошая техническая оснащенность обучающегося;
  • отсутствие постоянного контроля, который для некоторых обучающихся является мощным побудительным стимулом.

 

В то же время по данным опроса обучающихся по дистанционным технологиям студентов одного из московских вузов выявлено, что подавляющее число студентов не назвали в числе трудностей: отсутствие личного контакта с преподавателем. Практически все студенты указали единственную трудность, связанную с самоорганизацией учебного процесса, которая и является одной из важнейших составляющих системы дистанционного образования.

Дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на обучающихся, повышающее их трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.

Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при ДО, могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.

Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается и степень вовлечения обучаемых в учебный процесс. Интерактивные возможности используемых при дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые не возможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения.

 

Для каждого этапа развития вашей карьеры или бизнеса в каталоге наших курсов существует отдельная дисциплина или группа курсов. Учитесь по индивидуальному учебному плану, по модульным программам, в удобном для себя месте, времени и темпе.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы