История менеджмента от От Сун Цзы и Аристотеля до современных теорий организации. Часть первая

История менеджмента от От Сун Цзы и Аристотеля до современных теорий мотивации, исследований Друкера и Питерса. Подробная хронология накопления знаний о принципах устройства и функционирования различных типов организаций и мотивации людей.

Автор: Борис Захарович Mильнep, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий кафедрой организации и управления Государственного университета управления.

 

1491 г. до н.э.

  • Во время массового исхода евреев из Египта тесть Моисея — Джетро призывает Моисея передать власть над родами Израиля по иерархической линии.

500 г. до н.э.

  • Труд Сун Цзы «Искусство войны» признает необходимость иерархической организации, межорганизационных связей и кадрового планирования.

400 г. до н.э.

  • Сократ отстаивает универсальность управления как искусства в себе.

370 г. до н.э.

  • Ксенофонт дает первое известное описание преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую обувную фабрику.

360 г. до н.э.

  • Аристотель в «Политике» утверждает, что специфическая сущность исполнительной власти и ее функций не может быть одинаковой для всех государств (организаций), но может отражать их специфическую культурную среду.

770 г. н.э.

  • Абу Юсуф — выдающийся мусульманский ученый в «Книге о земельных налогах» исследует управление основными функциями исламского правительства, включая государственную финансовую политику, налогообложение и правосудие.

1058 г.

  • Труд аль-Маварди «Принципы руководства» исследует исламское конституционное право, теоретические и практические аспекты мусульманского политического мышления и поведения, а также поведения политиков и должностных лиц в исламских государствах.

1093 г.

  • Аль Газали в своих работах «Возрождение религиозных знаний» и «Совет королям» отмечает роль исламского вероучения и воспитания в совершенствовании административно-бюрократической организации в мусульманских странах, особенно, в улучшении знаний и деятельности правителей, министров и секретарей.

1300 г.

  • Ибн Таймиях — «отец исламского администрирования» в труде «Принципы религиозного правления» применяет научный метод для определения принципов администрирования в структуре ислама, в том числе: соответствие человека его работе, патронаж, распределение постов и привилегий.

1377 г.

  • Появилась работа «Введение в историю» мусульманского ученого ибн Халдуна, в которой доказывается, что методы организационного совершенствования могут развиваться посредством изучения культуры. Ибн Халдун уделяет особое внимание концепциям официальной и неофициальной организации, организациям как организмам природы, за пределами которой они не могут развиваться.

1513 г.

  • Макиавелли в своих «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».

1532 г.

  • Через пять лет после смерти Макиавелли публикуется его книга советов всем потенциальным лидерам «Правитель»; она станет предшественницей всех книг о том, «как добиться успеха», пропагандирующих скорее практические действия, а не моральные принципы.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Герои, бульдозеры, бунтари: коррекция глубинных причин деструктивного поведения

1776 г.

  • Адам Смит в «Благосостоянии наций» рассматривает оптимальный вариант организации фабрики по изготовлению булавок; это становится самым существенным и известным изложением экономического обоснования производственной системы и принципа разделения труда.

1813 г.

  • Роберт Оуэн в своем «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает революционную идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько и «неживым машинам».

1832 г.

  • Работа Чарльза Баббаджа «Об экономике производства» предугадывает многие представления о развитии научного менеджмента, включая «основные принципы менеджмента», такие, как разделение труда.

1855 г.

  • Даниэль Маккалам в своем ежегодном отчете в качестве директора компании New York and Erie Railroad Company излагает шесть основных принципов управления; самым важным было использование информации, созданной внутри компании, для управленческих целей.

1885 г.

  • Капитан Генри Меткалф — управляющий военным арсеналом — опубликовал «Издержки производства и управление цехами, частное и государственное», где утверждается, что существует «наука администрирования», которая основана на принципах, выявляемых при тщательном наблюдении.

1886 г.

  • Генри Р. Тоуни в докладе «Инженер как экономист», прочитанном в Американском обществе инженеров-механиков, поддержал развитие научного управления.

1902 г.

  • Вильфредо Парето становится «отцом» концепции социальных систем; его представления об обществе будут впоследствии использованы Элтоном Майо, и специалистами в области человеческих отношений в организационном контексте.

1903 г.

  • Фредерик У. Тейлор публикует «Управление предприятием».

1904 г.

  • Бракосочетание Франка Б. и Лилиан М. Гилбрет; они совместно проведут множество изыскательских работ по изучению времени и движения, научного управления, прикладной психологии.

1910 г.

  • Луи Д. Бранде — коллега Фредерика У. Тейлора (а впоследствии судья Верховного суда США) создает и популяризует термин «научное управление» в своем выступлении по делу «Восточный тариф» перед Комиссией по торговым отношениям между штатами, утверждая, что предложение об увеличении железнодорожных тарифов должно быть отклонено, так как железные дороги могут экономить «миллион долларов в день», применяя методы научного управления.

1911 г.

  • Фредерик У. Тейлор публикует «Принципы научного управления».

1912 г.

  • Харрингтон Эмерсон опубликовывает работу «Двенадцать принципов эффективности», в которой предлагает взаимозависимую, скоординированную систему управления.

1913 г.

  • Хуго Манстерберг в «Психологии и промышленной эффективности» призывает к использованию психологии в производстве.

1914 г.

  • Роберт Мичелс в своем анализе деятельности политических партий и профсоюзов «Политические партии» сформулировал свой железный закон олигархии: «Кто говорит организация, говорит олигархия».
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что людям надо: позитивная мотивация сотрудников и стимулирование труда

1916 г.

  • Во Франции Генри Файоль публикует свою работу «Общее и практическое управление», в которой впервые дана полная версия теории управления.

1922 г.

  • Посмертно опубликовано структурное определение бюрократии Макса Вебера; при этом используется метод «идеальной модели» для экстраполирования из реального мира основных особенностей, характерных для наиболее развитой формы бюрократической организации.

1924 г.

  • Начинаются исследования на Хоторнском заводе «Западной электрической компании» в Чикаго; они продолжаются до 1932 г. и приводят к новому представлению о взаимосвязях между рабочей средой, человеческой мотивацией и производительностью.

1926 г.

  • Мэри Паркер Фоллетт, призывая к «совместной власти» (power with) в противоположность «единоличной власти» (power over), предвосхищает переход к стилям совместного управления.

1931 г.

  • Муни и Рейли в «Развивающемся производстве» (переизданном в 1939 г. под названием «Принципы организации») показывают, что недавно открытые «принципы организации» были в действительности известны с древних времен.

1933 г.

  • Работа Элтона Мэйо «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» становится первым отчетом по хоторнским исследованиям, первым значительным призывом к развитию человеческих взаимоотношений.

1937 г.

  • Лютер Гьюлик в «Заметках о теории организации» обращает внимание на функциональные элементы работы руководителя.

1938 г.

  • Социологический анализ организаций Честера И. Барнарда в книге «Функции руководителя» предзнаменует и способствует послевоенному коренному изменению представлений о поведении работника в организации.

1939 г.

  • Ротлисбергер и Диксон публикуют работу «Управление и работник», полный отчет по хоторнским исследованиям.

1940 г.

  • Статья Роберта К. Мертона «Бюрократическая структура и личность» утверждает, что «идеальная модель» бюрократии Макса Вебера не принимает в расчет нарушение функций, приводящих к неэффективности и тяжелым последствиям.

1941 г.

  • Джеймс Бернхэм в «Административной революции» утверждает, что, поскольку контроль над крупными организациями переходит из рук владельцев в руки профессиональных администраторов, новым правящим классом в обществе станут обладатели не материальных ценностей, а специальных знаний.

1943 г.

  • Слова Абрахама Маслоу о «необходимости иерархии» впервые появляются в его работе «Психологический анализ» в главе «Теория человеческой мотивации».

1946 г.

  • Герберт А. Caймoн в «Притчах администрирования» критикует принципиальные методы управления за их непоследовательность и частую невозможность их применения.

1947 г.

  • Создаются государственные учебные лаборатории по групповому развитию (в настоящее время — Институт NTL по прикладному бихевиоризму) для исследований проблем групповой динамики, а в дальнейшем — групповой психотерапии.
  • Герберт А. Caймoн в «Поведении работника в организации» настаивает на том, чтобы при изучении проблем управления применялись истинно научные методы, что при решении вопросов разработки и осуществления политики следует использовать аспекты логического позитивизма и что краеугольным камнем управления является принятие решений.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура предприятия: ее основные черты и элементы

1948 г.

  • Дуайт Валдо опубликовывает «Административное государство», где критикует «доктрину эффективности», которая имела доминирующее значение среди управленческих концепций до Второй мировой войны.
  • Лестер Кох и Джон Р.П. Френч-младший в работе «Человеческие отношения» в главе «Преодоление сопротивления переменам» отмечают, что работники меньше противятся переменам, когда их информируют об их необходимости и когда работники привлекаются к процессу планирования этих перемен.
  • Норберт Винер вводит понятие «кибернетика» в своей книге с одноименным названием, которая становится важнейшей фундаментальной концепцией системной школы теории организации.

1949 г.

  • Филип Селзник в работе «TVA and Grass Roots» открывает явление «кооптации», исследуя, как администрация долины реки Теннеси соотносит новые внешние факторы с процессом разработки политики, для того чтобы не дать этим факторам превратиться в угрозу для организации.
  • Нортон Е. Лонг в книге «Анализ государственного управления» в главе «Власть и управление» приходит к выводу, что власть представляем собой источник силы управления и что руководители должны не просто применять научные методы решения проблем, а добиваться, сохранять и усиливать свою власть; иначе они рискуют не справиться со стоящими перед ними задачами.
  • Руфус Е. Майлс-младший из Комитета по бюджету впервые сформулировал закон Майлса: «Твое положение зависит от того, где ты сидишь».
  • Капитан военно-воздушных сил Эдсель Мэрфи впервые сформулировал закон Мэрфи: «Если что-то плохое может случиться, оно случится».

История менеджмента от От Сун Цзы и Аристотеля до современных теорий организации. Часть вторая

 

Повысить свою квалификацию в области менеджмента вы можете выбрав обучение по индивидуальному учебному плану.

Также смотрите

2020 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Абонемент на три любых курса
1 x 4 500 
Абонемент на шесть любых курсов
1 x 6 500 
Абонемент на девять любых курсов
1 x 8 500 
Уникальный многоуровневый системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей» Прикладной интерактивный системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей»
1 x 27 000 
Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области: как достичь естественного устойчивого результата и избежать осложнений. Лучшие подходы и техники аугментации Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области. Лучшие подходы и техники аугментации
1 x 3 900 
Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа Мастер-класс доктора Кондрашевой «Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа» + ВПЕРВЫЕ ПОЛНОЕ ВИДЕО ПРОЦЕДУРЫ
1 x 5 900 
STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Все что нужно знать профессиональному косметологу о профилактике осложнений и вторичных инфекций STERILIS: Aсептика и антисептика в практике врача-косметолога. STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Всё о профилактике осложнений и вторичных инфекций
1 x 1 990 
Технологии продаж: как много продавать: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Технологии продаж: как много продавать
1 x 3 490 
Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Самоменеджмент: управление карьерой
1 x 2 990 
Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Элитология: наука об элитах
1 x 3 490 
Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конфликтология
1 x 1 990 
Этикет и навыки делового общения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Этикет и навыки делового общения
1 x 1 890 
Маркетинговые исследования: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Маркетинговые исследования
1 x 2 990 
Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Развитие памяти
1 x 990 
Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление проектами
1 x 2 990 
Нумерология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Нумерология
1 x 1 990 
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управленческий учет
1 x 1 990 
Конкурентная разведка: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конкурентная разведка
1 x 1 990 
Инвестиции: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Инвестиции
1 x 2 990 
Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс Стратегический менеджмент
1 x 2 990 
Развитие интуиции и наблюдательности: практический интерактивный дистанционный курс Развитие интуиции и наблюдательности
1 x 1 990 
Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс Психология мотивации и влияния
1 x 1 990 
Имиджеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Имиджеология
1 x 1 990 
Финансовый менеджмент (управление финансами): практический интерактивный дистанционный курс Финансовый менеджмент: управление финансами
1 x 1 990 
Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Практическая логика и аргументация
1 x 1 990 
Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Кратология: наука о власти
1 x 2 990 
Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Бюджетирование и внутрифирменное планирование
1 x 2 990 
Управление персоналом: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление персоналом
1 x 2 990 
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс Развитие уверенности в себе
1 x 1 990 
Стратагемы: мудрость обращения с людьми: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Стратагемы: мудрость обращения с людьми
1 x 990 
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей
1 x 1 990 
Техники скорочтения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Техники скорочтения
1 x 990 
Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Валеология
1 x 1 990 
Введение в современный маркетинг: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Введение в современный маркетинг
1 x 1 490 
Управление брендами: бренд-менеджмент: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление брендами: бренд-менеджмент
1 x 2 990 
Реклама: создание, планирование, размещение: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Реклама: создание, планирование, размещение
1 x 1 990 
Всего: 124 400 

Посмотреть Оплатить