Что нам мешает хорошо разбираться в людях

Скольких людей в своей жизни вы хорошо знаете? Можете ли вы всегда точно угадать, что они думают, чувствуют или сделают в следующий момент? Обычно так хорошо можно знать только очень немногих, самых близких людей. Всех же остальных мы воспринимаем и понимаем с той или иной степенью искажения. Точно так же нас воспринимают и люди, на которых мы хотим произвести наилучшее впечатление. Что же нам мешает хорошо разбираться в людях?

Автор:

Гaлинa Георгиевна Пaничкинa, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина при Президенте РФ.

Скольких людей в своей жизни вы хорошо знаете? Можете ли вы всегда точно угадать, что они думают, чувствуют или сделают в следующий момент? Обычно так хорошо можно знать только очень немногих, самых близких людей. Всех же остальных мы воспринимаем и понимаем с той или иной степенью искажения. Точно так же, отчасти ошибочно, нас воспринимают и люди, на которых мы хотим произвести наилучшее впечатление. Работники кадровых служб уверенно полагаются на свои субъективные ощущения, гордо называя это интуицией, богатым жизненным опытом, профессиональным чутьем. Такие неопределенные критерии, как правило, приводят к ошибкам в оценке кандидатов. То, что люди называют интуицией, чутьем, личным опытом, чаще всего является лишь индивидуальными стереотипами мышления и восприятия людей и явлений. Психологи утверждают, что каждый человек видит мир через «свои очки», то есть больше или меньше, но всегда искажает реальную действительность.

Исследования показали, что каждый второй неверно оценивает род занятий впервые увиденного человека и не может по памяти описать его внешность. Каждый четвертый не может вспомнить цвет волос и глаз. Каждый пятый не помнит рост. И только каждый десятый может описать внешность и манеры нового знакомого.

Так что же нам мешает хорошо разбираться в людях? Ответ дает психология: мешают следующие особенности восприятия человека человеком.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологические особенности российского предпринимателя

Стереотипность восприятия людей. Стремление сравнивать человека со сложившимся в сознании образцом, идеалом. Встречают по одежке. Вот почему так важен имидж (образ, стиль) человека, манеры его поведения и речи. Пример: люди с высоким лбом, лысые, в очках кажутся значительно умнее с волосами и без очков. Поэтому психологи советуют для большей деловитости открывать лоб и носить очки с простыми стеклами.

Стойкость первого впечатления. Преувеличенное влияние первого впечатления о человеке на последующее отношение к нему. Люди судят о нас по первому впечатлению, которое формируется в первую минуту знакомства и в дальнейшем мало меняется.

Первое впечатление может измениться значительно, только если мы продолжаем интересоваться человеком и общаться с ним.

Из этого психологического закона вытекает известный закон бизнеса: у нас нет второй возможности произвести первое впечатление. Другими словами, в нашем распоряжении только одна первая минута общения, чтобы продемонстрировать свои лучшие качества и понравиться другому человеку.

Усредненность оценки. Стремление не замечать многообразия индивидуальных различий, оценивать людей средним баллом: «обыкновенный человек», «серенькая мышь», «так себе, ничего особенного».

Установка или предубеждения. Искажение объективной оценки человека под влиянием предварительной информации о нем. Например, хорошее или неудачное резюме, заочная характеристика заранее предопределят отношение к кандидату, которое трудно изменить при личной встрече. Психологи провели такой эксперимент: в трех разных аудиториях показывали одного и того же человека и просили присутствующих описать его внешность. В первой аудитории о нем ничего не сказали, а только предложили описать внешность. Люди писали примерно следующее: «Глубоко посаженные глаза, узкий лоб, тяжелый подбородок и т. д.» Во второй аудитории его представили так: «Это выдающийся ученый. Опишите, пожалуйста, его внешность. «Пишут: «Целеустремленный взгляд, волевой подбородок, сократовский лоб…». В третью аудиторию его привели в сопровождении милиционера и представили: «Это опасный рецидивист. Опишите его внешность». Пишут: «Волчий взгляд, насупленные брови, топорный подбородок, вырожденный лоб…». Никто из пишущих не усомнился в своем впечатлении, которое полностью зависело от установки, предварительной информации о человеке.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Разное восприятие разных людей как причина конфликта

Проекция. Приписывание другим людям своих собственных качеств, мыслей, чувств, желаний, целей и ценностей. В народе говорят верно: «Каждый судит по себе». Глупый часто жалуется, что вокруг одни дураки, жадный обвиняет весь белый свет в корысти, а умный умеет находить достоинства в каждом человеке и искренне восхищаться ими.

Восточные мудрецы говорят по этому поводу так: «Мы осуждаем в других людях то, что не любим и пытаемся скрыть в себе». Если вы внимательно прислушаетесь, что говорит человек о других, то с большой вероятностью узнаете о нем самом. Эта особенность восприятия подчиняется закону удвоения: свои недостатки в других людях мы примерно в два раза преувеличиваем, а свои достоинства в других — в два раза преуменьшаем. Мы склонны недооценивать окружающих, чтобы не страдать от собственного несовершенства.

Оценочность. Стремление сравнивать людей и выставлять им оценки: умный или глупый, красивый или некрасивый, хороший или плохой, или никакой. Вспомните, какие комплименты мы слышим и говорим: «Вы хорошо выглядите; вы — умный человек; у вас красивое платье» и т. д. Это некорректные оценочные комплименты. Правило комплимента и критики гласит: не оценивай человека, а высказывай свое отношение к нему, свои чувства. В данном случае правильнее было бы сказать: «Я рад(а) вас видеть, мне приятно с вами общаться, я восхищаюсь (горжусь) вами».

Негативность восприятия. Стремление акцентировать внимание на ошибках и недостатках человека, упуская из виду его достоинства и преимущества. Внимание непроизвольно цепляется за все, что «неправильно» и «плохо» и не хочет замечать того, что необычайно хорошо и оригинально. Критиковать всегда легче, чем отмечать достоинства. Специалисты утверждают, что критичность — враг творчества. Делая замечания даже самому хорошему специалисту, можно полностью разрушить его деятельность, а подбадривая и поддерживая даже самого заурядного, можно добиться от него высочайших результатов. «Называй человека свиньей — он и захрюкает».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Принципы работы руководителя высшего звена

Эффект ореола. Человека, добившегося больших успехов в одной области, окружающие считают выдающимся и в других областях деятельности. В школе отличников выдвигают на все олимпиады и соревнования. А неудачника, потерпевшего фиаско в одном деле, считают неспособным и в других начинаниях.

Эффект порядка. При поступлении противоречивой информации, проверить которую трудно, мы склонны верить той, что поступила первой. Вот почему опытные интриганы спешат заранее проинформировать нас о происшедших событиях. При поступлении подтверждающей информации человек обычно запоминает последнее сообщение.

Контрастность восприятия. Следующий человек сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата на должность любой другой кажется лучше, а после сильного — хуже, чем есть на самом деле.

Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы научиться лучше понимать окружающих вас людей? При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.

Также смотрите

2020 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Абонемент на три любых курса
1 x 4 500 
Абонемент на шесть любых курсов
1 x 6 500 
Абонемент на девять любых курсов
1 x 8 500 
Уникальный многоуровневый системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей» Прикладной интерактивный системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей»
1 x 27 000 
Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области: как достичь естественного устойчивого результата и избежать осложнений. Лучшие подходы и техники аугментации Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области. Лучшие подходы и техники аугментации
1 x 3 900 
Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа Мастер-класс доктора Кондрашевой «Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа» + ВПЕРВЫЕ ПОЛНОЕ ВИДЕО ПРОЦЕДУРЫ
1 x 5 900 
STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Все что нужно знать профессиональному косметологу о профилактике осложнений и вторичных инфекций STERILIS: Aсептика и антисептика в практике врача-косметолога. STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Всё о профилактике осложнений и вторичных инфекций
1 x 1 990 
Технологии продаж: как много продавать: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Технологии продаж: как много продавать
1 x 3 490 
Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Самоменеджмент: управление карьерой
1 x 2 990 
Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Элитология: наука об элитах
1 x 3 490 
Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конфликтология
1 x 1 990 
Этикет и навыки делового общения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Этикет и навыки делового общения
1 x 1 890 
Маркетинговые исследования: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Маркетинговые исследования
1 x 2 990 
Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Развитие памяти
1 x 990 
Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление проектами
1 x 2 990 
Нумерология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Нумерология
1 x 1 990 
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управленческий учет
1 x 1 990 
Конкурентная разведка: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конкурентная разведка
1 x 1 990 
Инвестиции: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Инвестиции
1 x 2 990 
Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс Стратегический менеджмент
1 x 2 990 
Развитие интуиции и наблюдательности: практический интерактивный дистанционный курс Развитие интуиции и наблюдательности
1 x 1 990 
Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс Психология мотивации и влияния
1 x 1 990 
Имиджеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Имиджеология
1 x 1 990 
Финансовый менеджмент (управление финансами): практический интерактивный дистанционный курс Финансовый менеджмент: управление финансами
1 x 1 990 
Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Практическая логика и аргументация
1 x 1 990 
Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Кратология: наука о власти
1 x 2 990 
Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Бюджетирование и внутрифирменное планирование
1 x 2 990 
Управление персоналом: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление персоналом
1 x 2 990 
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс Развитие уверенности в себе
1 x 1 990 
Стратагемы: мудрость обращения с людьми: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Стратагемы: мудрость обращения с людьми
1 x 990 
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей
1 x 1 990 
Техники скорочтения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Техники скорочтения
1 x 990 
Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Валеология
1 x 1 990 
Введение в современный маркетинг: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Введение в современный маркетинг
1 x 1 490 
Управление брендами: бренд-менеджмент: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление брендами: бренд-менеджмент
1 x 2 990 
Реклама: создание, планирование, размещение: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Реклама: создание, планирование, размещение
1 x 1 990 
Всего: 124 400 

Посмотреть Оплатить