Продуктивное использование информации в управлении предприятием


Работа с информацией, умение продуктивно ее использовать — основное условие успеха деятельности всякого предприятия. Использование информации дает возможность выбора продукта и стратегии управления, ориентации на определенные группы потребителей и экономические показатели предприятия, на потенциальные рынки сбыта и т.д. Концепция сбалансированной системы показателей представляет собой базу для постановки целей и их увязки между собой.


Автор:
Oлeг Ивaнoвич Boлкoв,
доктор экономических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плexaнoвa.

Информация — главный ресурс интеллектуальной, а следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. При помощи информации о силах и законах природы целенаправленно используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы в сфере производства и достигается заранее намеченный результат.

Работа с информацией, умение продуктивно ее использовать — основное условие успеха деятельности всякого предприятия.
Главное свойство информации, используя которое человечество поднялось до современного уровня цивилизации, — ее способность
бесконечного тиражирования, без потери своих первоначальных свойств. Ни один другой ресурс природы не обладает этим свойством. Затрачивая огромные усилия на получение новых знаний о силах и законах природы и направляя эти знания в сферу производства, за счет тиражирования полученных результатов люди многократно перекрывают расходы на получение знаний и за счет дополнительного вовлечения в производство сил природы получают дополнительные блага.

Маркетинговые и конъюнктурные исследования, основанные на сборе и обработке информации, позволяют предприятию найти свое место в рыночной структуре. На основе этой информации строится политика предприятия в отношении ассортимента продукции и ценообразования. Техническая информация помогает своевременно ориентировать научный потенциал, финансовые и трудовые ресурсы на выпуск перспективной продукции. Формируется новое мышление, предполагающее принятие решений только после всестороннего анализа информационных ресурсов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Практические подходы к изобретательности и генерированию идей

В процессе
переработки в полезную информацию данные проходят
три стадии отбора:

  • физическую, связанную с реальной возможностью ее восприятия и обработки;
  • семантическую, обусловленную принятыми соглашениями и стандартами знаков, кодов, терминов;
  • прагматическую, по которой оцениваются полезность и надобность данных.

Экономические сведения в банке данных предприятия обычно делятся на два важнейших класса —
условно-постоянные и
переменные данные:

  1. К
    условно-постоянным данным, или константам, относятся величины, которые в процессе их изучения и применения сохраняют одно и то же значение. Это нормы и нормативы, характеристики материалов, продукции и оборудования, цены, расценки за выполненные работы, производственные мощности предприятия по отдельным видам работ и др.
  2. К
    переменным данным относятся величины, которые в процессе их изучения принимают различные значения. Они не имеют одной и той же численной определенности, но каждое из них характеризует какую-то сторону процесса или явления. Это может быть выпуск продукции по цехам и предприятию в целом на конкретную дату, поступление сырья и материалов от поставщиков на склад предприятия, отправка готовой продукции потребителям, наличие на складах запасов материально-технических ресурсов и готовой продукции, объемы незавершенного производства по датам наблюдения и пр. Переменные данные применяются для оперативного планирования и управления. После обработки и расчетов они изымаются из деловой документации и, как правило, переводятся в банк данных, так как оперативное повторение ситуаций, при которых они могут быть полезны, маловероятно. Информация, хранящаяся в банке данных, необходима для экономического анализа.

Условно-постоянные данные применяются многократно и обновляются периодически. Они служат базой для расчетов и контроля состояния переменных данных. Например, по установленной норме расходования материалов на одно изделие ведется отпуск и контроль использования материалов по цехам предприятия. На основе этих же норм создаются складские запасы, осуществляется калькуляция себестоимости продукции.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Опыт специальной выкладки товара как стимула для импульсных покупок

По мере ускорения темпов передачи полезной и освоенной информации от человека, его знаний, опыта, квалификации в систему технических средств переработки и применения увеличивается значение новых информационных технологий. На них, очевидно, должен в определенной мере ориентироваться практически каждый предприниматель и современный хозяйственный руководитель.

Совершенствование системы показателей хозяйственного управления

Стремительное возрастание роли информационных технологий в управлении экономикой потребовало расширения состава сведений, которыми располагает система управления предприятием (фирмой). Основным недостатком показателей, используемых в практике управления предприятием, является их
узкопредметное, главным образом денежное выражение, что не позволяет раскрыть ряд важных сторон компаний.

Исследования привели к формированию концепции сбалансированной системы показателей, включающих синтетические данные по объектам управления. В рамках сбалансированной системы различают показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки и развития мощностей фирмы). Сбалансированная система показателей представляет собой базу для формулирования гипотез при постановке фирменных целей и их увязке между собой (табл. 1).

Таблица 1. Сбалансированная система показателей отделения по производству программного обеспечения на предприятии.

Объект Стратегическая цель Показатель Конкретное значение
Финансы (положение компании с позиций инвесторов) Достижение нормы прибыли на используемый капитал выше средней по отрасли Прибыль на используемый капитал Не менее 24%
Обеспечение темпов роста продаж выше рыночных Прирост продаж Свыше 13%
Увеличение притока наличности Дисконтированная норма поступления наличности Прирост 15% в год
Клиент (положение компании с позиций клиента) Поддержание имиджа компании как новатора Доля новых товаров и услуг в продажах Доля продукции «моложе» двух лет свыше 60%
Улучшение соотношения цены и качества товаров и услуг Оценка клиента 1-е место на рынке, с точки зрения не менее 60% клиентов
Положение приоритетного поставщика Доля продаж постоянным клиентам Свыше 50%
Процессы (хозяйственные процессы для достижения максимальных результатов) Заблаговременное влияние на потребности клиента Консультационные часы до начала предложения продукции Прирост 5% в год
Развитие регионального рынка А Число новых клиентов в регионе А Прирост 30% в год
Быстрое налаживание аппаратного обеспечения Рабочие дни между выдачей заказа и наладкой компьютера Менее 10 дней
Резкое улучшение управления проектами Доля проектов без просрочки 90%
Персонал, обучение (сохранение гибкости и возможности улучшения положения компании) Постоянное улучшение положения компании Значение индекса периода «полураспада» предприятия Ежегодное повышение на 10%
Повышение удовлетворенности сотрудников Индекс удовлетворенности сотрудников Более 80%
Число предложений (на одного сотрудника) по улучшению положения компании Более 20 предложений на одного человека
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Большие возможности малого бизнеса

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы