Порождающее обучение: лучше, чем школа жизни

Обучение — это единственный способ стать теми, кем вы хотели бы быть. Мы можем получать навыки и знания о жизни — или учиться у самой жизни. Первый тип обучения полезен и оказывает пригодится нм в жизни. Однако только второй позволит вам что-то изменить в своей жизни к лучшему.

Автор: Иэн МакДермотт (Ian McDermott), руководитель компании Innovation Associates; включен британской газетой The Independent в десятку лучших британских специалистов по коучингу. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Чем полнее мы осознаем последствия своих действий, тем насыщеннее и активнее живем. Это и есть самообучение — изменять себя с помощью обратной связи, активируемой нашими действиями.

Возможно, кого-то при слове «обучение» посещают унылые воспоминания. Но ведь оно не сводится к пассивному усвоению фактов за партой или к набиванию шишек в процессе приобретения жизненного опыта. Концепция обучения глубже, чем идея формального ученичества, потому что мы всегда сами себе учителя. Нас учит всё, что мы делаем.

Обучение приносит плоды: ведь это единственный путь измениться, постепенно становясь теми, кем вы хотели бы быть. Обучение создает и воссоздает наши ментальные модели.

Мы можем изучать что-то, рассказывающее нам о жизни, или учиться у самой жизни. Если первый тип обучения полезен и помогает нам в жизни, то только второй позволяет ее изменить.

 

1. Обучение как система

Обучение — это процесс, оно означает действие и предполагает изменение. Приобретенный опыт меняет вас.

Как вы узнаете о том, что научились чему-то? Вы больше знаете о мире и других людях, и способны делать нечто такое, чего прежде не могли. У вас, возможно, появились новые навыки и умения. Вы можете даже переосмыслить свои убеждения и ценности и в результате изменить себя как личность.

Обучение происходит постоянно. Чем бы вы ни занимались, вы можете при этом учиться, потому что обучение — это один из основных типов обратной связи в процессе жизни. У каждого человека есть свой способ учиться: читая, слушая, беседуя или действуя. В основе своей обучение — это петля обратной связи:

Решения — Практические действия — Усвоение реакции на ваши действия

Вы действуете, усваиваете реакцию на свои действия и принимаете решения, инициирующие новые действия. Это механизм усиливающей обратной связи: чем больше действий, тем сильнее реакция на них. В свою очередь, это увеличивает количество новых решений.

Это крайне упрощенное описание, потому что здесь решения ни к чему не привязаны: они случайны и бесцельны. В действительности же они направлены на достижение какой-то цели. В этой картине отсутствует самое главное — вы сами. Она должна выглядеть так:

Решения — Практические действия — Усвоение реакции на ваши действия — Разрыв между действительным и желаемым положением дел

Это механизм уравновешивающей обратной связи. Вы учитесь ради чего-то. Существует разрыв между тем, что есть, и тем, что хотелось бы получить, поэтому предпринимаете действия для его устранения. Вы можете поставить перед собой цель узнать больше: повлиять на коллегу или члена семьи, достичь успеха в бизнесе, получить ученую степень или желанную работу. Это может быть и просто получение удовольствия! Такая цель — не хуже любой другой (судя по размаху отраслей, направленных на ее удовлетворение — самая распространенная в нашем мире). Мы учимся успешнее, когда нам нравится сам процесс.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Сила воли и мотивация: этапы большого пути

Итак, наши действия приносят свои плоды — мы приблизились к цели или не смогли этого добиться. Полученные результаты и есть наша обратная связь. Что же теперь?

Допустим, наше следующее действие не учитывает данных обратной связи, и все повторяется сначала. Мы живем в царстве привычек и автоматических навыков. Они нередко бывают полезны: очень многие вещи делаются нами автоматически, так что можно учиться и думать о чем-то более важном. Но, даже действуя таким образом, мы обращаем внимание на обратную связь, потому что нам нужно знать, насколько эффективно наши привычки приводят к нужным результатам.

Учиться — значит принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи. Мы не изолированы от внешнего мира, так что наши действия влияют и на него. Совершая следующий круг по петле обратной связи, мы уже в чем-то другие люди, действующие в несколько изменившемся мире. Нам тоже нужно меняться, чтобы выжить, потому что мир не стоит на месте. Он пребывает в непрерывном движении: если мы хотим удержаться на плаву, нужно постоянно прилагать усилия.

Это все равно, что встать посреди быстрой реки, когда вода смывает песок под ногами, а течение норовит увлечь с собой. Стоять на месте не получится. Чтобы не потерять равновесие и удержаться и на ногах, нужно безостановочно двигаться вперед. Это — динамическое равновесие. Мы не можем пребывать в неподвижности.

Большую часть времени мы действуем, сообразуясь с результатами обратной связи; смотрим, насколько продвинулись к цели благодаря своим действиям и решениям, а если это не удалось, пробуем что-то другое. Если же результат есть, мы повторяем то, что уже делали. Все это осуществляется мгновенно и без размышлений — дольше сказать, чем сделать.

Этот обучающий цикл называют простым обучением, а иногда — обучением первого порядка, или адаптивным обучением. Простое обучение не затрагивает наших ментальных моделей. Мы принимаем решения и выбираем свои действия из определенного набора, представляющего собой часть наших ментальных моделей. Это не изменяет нашего видения мира. В большинстве случаев наше обучение — именно простое.

Простое обучение есть двух видов. Первый происходит в момент совершения действия, а второй — через некоторое время. В первом случае обратная связь механична. Например, раньше вы уже выполняли упражнение, в котором нужно было накрыть кончиком пальца точку в конце предложения. При этом приходилось смотреть на цель и координировать движение руки, чтобы палец попал в нужную точку. Вы были готовы к выполнению этого задания.

Если бы мы попросили сделать то же самое с точкой в конце этого предложения, вы бы точно не промахнулись. Физически вы настолько подготовлены к выполнению этого задания, что при очередном повторении нет необходимости помнить, как это происходило в прошлый раз. Это относится к большинству простых задач: чтобы качественно их выполнить, нужно просто быть внимательным. В этом случае обратная связь действует в момент совершения действия.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологические типы ваших коллег и сотрудников

Когда речь идет о более сложных навыках, обратная связь действует во времени. В результате обучение идет постепенно, в процессе повторения или тренировок. Допустим, человек учится играть в теннис: бьет по мячу — перелет… При следующем ударе он, учитывая прежний опыт, двигается немного иначе. Его тело запоминает движения, с помощью которых он посылает мяч в сетку, над сеткой и т.п. Игрок меняется, осваивая эти навыки.

Когда возникает спор и мы пытаемся повлиять на людей, то мы обращаем внимание на их голос, слова и жесты, учитываем свое представление о них, а также используем знания в области искусства общения. С опытом приходит умение быть убедительным. Такое обучение заключается в том, что в следующий раз мы сможем действовать лучше. Поэтому обратная связь здесь работает не только внутри каждого действия, но и в серии однотипных действий во времени. Именно такое обучение изменяет нас.

 

2. Порождающее обучение

Есть второй тип обучения, при котором наши ментальные модели начинают изменяться в процессе обратной связи. Он называется порождающим обучением, или обучением двойного цикла.

В процессе порождающего обучения мы создаем возможности для изменения наших ментальных моделей в результате обратной связи. Порождающее обучение — это механизм уравновешивающей обратной связи, путь к обновлению наших ментальных моделей. Оно дает нам более широкие возможности выбора, новые стратегии и правила принятия решений. Уже известная информация, но воспринятая через другие ментальные модели, приведет к иным решениям и к новым действиям.

Порождающее обучение дает нам новые решения. Мы начинаем видеть ситуацию в ином свете. Мы можем усомниться даже в самых фундаментальных предположениях, вплоть до переосмысления собственной личности.

В бизнесе простое обучение помогает улучшить компанию. Она сможет заниматься привычной работой успешнее или быстрее. Порождающее же обучение меняет сами подходы к делу и открывает новые области для бизнеса. Нет ответов, пригодных на все времена. Технику управления, не способную решить ею же порождаемые проблемы, ждет судьба преходящей моды: она будет замещена новым подходом, способным справиться с ними. Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно учиться.

 

3. Что нам мешает учиться?

Если обучение — это система, а данные обратной связи мы получаем всегда, что же мешает нам учиться непрерывно?

Ментальные модели. Препятствием к обучению могут стать наши ментальные модели. Мы склонны замечать лишь то, что ожидаем увидеть, и нас сбивает с толку эффект регрессии. Нередко причина воспринимается нами в отрыве от следствия. Мы ожидаем, что второе будет пропорционально и близко к первой во времени и пространстве. Делаются попытки использовать логику, хотя в общении людей всегда много субъективного, а суждения выносятся на основании ожиданий, а не наблюдений.

Мы приписываем поведение, успехи и неудачи отдельным людям, а не структуре системы и накладываемым ею ограничениям. Мы слишком спешим оценить свою результативность и успешность, не дожидаясь, пока эффект обратной связи совершит круг по системе. Это мешает нам адекватно оценивать последствия собственных действий.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Способы управления конфликтами в организации

Точность и достоверность. Точность — это характеристика количественных измерений. Многие вещи допускают количественное измерение (например деньги), поэтому количественная информация обеспечивает очень полезную обратную связь. Однако самые важные для нас вещи, такие как стойкость, честность, цельность, творческая энергия и интеллект, не допускают количественного измерения. Эта информация дает даже более ценную обратную связь, чем сведения о количестве денег. Мы измеряем эти качества, когда говорим, что один человек честнее, чем другой.

Даже когда мы внимательно наблюдаем за кем-то, отмечая каждый нюанс мимики и жестов, замечая все изменения интонации, мы можем не понимать их значения. Способность правильно истолковывать все это приходит с годами и опытом. Процесс приобретения опыта в данной области начинается с внимания к собственным мыслям, чувствам, голосу, жестам и приобретения способности связывать все это с нашим внутренним состоянием.

Впоследствии, услышав сходную интонацию, мы сможем проникнуться чувствами говорящего, представить себя на его месте. Способность чувствовать и понимать других людей начинается с умения ощущать и понимать себя. На следующем этапе мы учимся проявлять внимание к поведению людей, чтобы подтверждать или уточнять свое интуитивное понимание их чувств. Показавшийся вам скучающим человек мог находиться в состоянии задумчивости. Люди по-разному выражают одни и те же чувства.

Динамическая сложность. Любые системы, связанные с людьми, отличаются высокой сложностью. Мы влияем на окружающих, а они влияют на нас. Проследить пути и разветвления таких отношений — все равно что пройти через лабиринт, который изменяется с каждым нашим новым шагом. Как только нам кажется, что выход найден, вместо него вырастает стена.

Отсроченность реакции. Трудно установить связь между причиной и следствием, если они отстоят друг от друга во времени и пространстве. Так, бездумное производство дает промышленные отходы с неведомыми нам сейчас долговременными последствиями, а сами мы пожинаем плоды того, что натворили прежние поколения.

Когда люди не в силах обнаружить проявления обратной связи, это может быть потому что реакции еще не завершила круг по системе. В некоторых ситуациях ничего не происходит до достижения пороговой величины реакции, а по ее достижении система вдруг оживает (или рушится). Не зная длительности задержки, трудно избежать слишком ранних или запоздалых реакций.

 

Наша концепция непрерывного образования поможет вам постоянно совершенствовать свою профессиональную квалификацию и даст вам непрерывный личностный рост.

Также смотрите

2017 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы