Проксемика и краудинг

Проксемика занимается проблемами организации и использования человеком пространства, или территориальным поведением человека. Интенсивность контакта при общении регулируется дистанцией между людьми и их направленностью. Выбор дистанции человеком не осознается, но люди всегда реагируют, если реальная дистанция не соответствует их представлениям о норме. Краудинг — это стресс, вызванный субъективным ощущением нехватки пространства. Чаще всего правила территориального поведения люди соблюдают неукоснительно, хотя никто их этому специально не обучал.


Автор:
Eлeна Эдуapдовна Штeйнбax
, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путeй сcooбщения (ПГУПC).

Проксемика занимается проблемами организации и использования человеком пространства, или территориальным поведением человека. При описании территориального поведения людей рассматриваются следующие
типы территорий:

  • пространство тела (на уровне отдельного индивида);
  • пространство взаимодействия (на уровне диады);
  • личное пространство (на уровне малой группы);
  • публичные территории (на уровне общества).



Пространство тела

Вокруг каждого субъекта есть некий невидимый
пространственный пузырь — некая сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, вторжение в которую он воспринимает болезненно. Пузырь окружает человека со всех сторон и отличается по форме и размерам. Пространственный пузырь больше у северных народов, интровертов (замкнутых, необщительных людей) и агрессивных личностей и меньше у представителей южных народов и экстравертов (открытых, общительных). Р. Соммер предположил, что агрессивные люди потому и агрессивны, что ощущают вторжение в свое личное пространство намного раньше, чем остальные люди с меньшими границами личного пространства. Например, у шизофреников пространственный пузырь деформирован, он больше сзади, чем спереди и поэтому шизофреники остро реагируют на приближение кого-либо сзади. В эксперименте с использованием гипноза, описанном Р. Соммером
(Sommer R., 1960, 1972), испытуемым внушалось, что их пространственный пузырь изменен в размере. При увеличении границ испытуемый ходил очень медленно по помещению, у него возникала эйфория и чувство защищенности. Уменьшение границ создавало ощущение скованности и незащищенности.

И. Кон (1976) связывает образование этой оболочки с
процессом формирования «Я», личности человека. Чем большее значение в обществе приобретает личность, тем важнее становится интимность, возможность уединения для самореализации. Появляется новый телесный канон, ощущение необходимости закрыть свое тело, поддержать его границы. Взаимодействие между людьми в первобытные времена носило суггестивный характер, то есть не было слов, а был непосредственный контакт, внушение. По мере формирования субъекта возникала также необходимость защиты «Я».



Пространство взаимодействия

При пространственном взаимодействии происходит так называемый
пространственный контакт — непосредственное осознание близости другого человека. Основным каналом взаимодействия является визуальный канал — но это еще не общение. При осознанном присутствии другого актуализируются общие нормы поведения, создается ситуация присутствия внешнего контроля, возникают ожидания в отношении возможного поведения присутствующего. Его поза, мимика, внешний вид оцениваются в первые же мгновения. Ожидания одновременно являются и предписаниями, то есть внешний контроль ограничивает наш собственный выбор в поведении. Человек пытается регулировать интенсивность контакта и степень контроля над своим поведением, балансируя между экспонированием и уединением.

Повышенная интенсивность контактов в городе приводит к поверхностному способу общения городских жителей. А. В. Баранов (1981) приводит следующие цифры: сельский житель, двигающийся со скоростью 5 км. в час, за 4 часа ходьбы может встретить где-то около 10 человек, горожанин при этих же условиях встретит 10 000 человек. Естественно, характер контактов меняется, и житель деревни, оказавшись в городе, просто задавлен обилием ничего не говорящих взглядов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Поверх барьеров: преодоление преград в межличностных коммуникациях

Кроме невольного пространственного контакта, есть еще общение.
Интенсивность контакта при общении регулируется дистанцией между людьми и их направленностью.

Э. Холл
(Hall Е., 1966, 1970) — один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения:

  1. интимная дистанция до 45 см — дистанция общения лишь самых близких людей, в общение включены все сенсорные каналы. Надо сказать, что в разных культурах можно ожидать довольно большого разброса в этих границах;
  2. персональная дистанция от 45 см до 120 см — нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении между людьми;
  3. социальная дистанция от 120 см до 4 м. Ее придерживаются при общении между чужими людьми, на официальных приемах, в случае различий в статусах;
  4. публичная дистанция больше 4 м удобна при выступлениях перед аудиторией.

Выбор дистанции человеком
не осознается, но люди всегда реагируют, если реальная дистанция не соответствует их представлениям о норме.

Нормальная дистанция общения варьируется у разных народов: у северных она больше, чем у южных. Северные народы иногда называют еще неконтактными, а южные контактными. Э. Холл так описывает общение между ними: южанин, стремясь сохранить дистанцию, наступает, в то время как северянин, следуя своим нормам, несколько отступает, таким образом пара медленно передвигается из одного конца помещения в другой, пока северянин не окажется зажатым в углу. Причем если в конце беседы спросить, как им понравился собеседник, южанин скажет, что северянин холодный и чванливый, а северянин охарактеризует южанина как прилипчивого и настырного. Дистанция общения зависит также от типа личности: люди общительные, экстраверты, предпочитают более близкую дистанцию.

Интересно, что правила территориального поведения люди
соблюдают неукоснительно, хотя никто их этому специально не обучал. Оказавшись, к примеру, в полупустом помещении, мы, как правило, располагаемся на максимальном расстоянии от других посетителей. Если мы нарушаем эти правила — на нас немедленно реагируют.



Личное пространство

Личное пространство человек считает своим, оно определенным образом
обозначено, и
владелец регулирует поведение других в отношении данного места — это может быть рабочее место или пространство в доме (комната, угол).

В отношении данного места проявляются более или менее выраженные отношения собственности.

И. Кон пишет, что потребность в личном пространстве менялась во времени. Жизнь средневекового человека проходила на виду у всех. Драмы и комедии семейной жизни, так же как и свадьбы и похороны, происходили открыто при участии всей общины. В новое время семья начинает ограждать свой быт от непрошеного общения, обзаводится замками, дверными молотками, колокольчиками, люди заранее договариваются о визитах. Одновременно появляется стремление к самоэкспозиции, к выражению, подчеркиванию своей индивидуальности, украшению жилья.

Выделяются
два типа личных территорий:

  • первичная территория — это жилье (места, которые длительно находятся под контролем определенного человека, и он их воспринимает как часть себя);
  • вторичные территорий — это рабочее место, парта и т. д. (менее существенное для человека место, которым он пользуется периодически).
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Эффективные коммуникации и формирование сплоченности в малых группах

Исследователи отмечают следующие
функции территориальности:

  • формирование индивидуальной и групповой идентичности, персональная территория помогает определить, кто я, кто мы, — это проекция личности в среду;
  • средство организации социальных взаимоотношений;
  • возможность контроля за средой.



Публичные территории

Публичные территории — это те
территории, к которым человек имеет свободный доступ. Они официально открыты для всех, но поведение в них ограничено внешним контролем и правилами пользования этими территориями.

Ч. Холахан
(Holahun Ch., 1976) в своем исследовании сравнил два тала публичных пространств — одни способствовали социальным контактам, другие нет. Первые были названы
социопетальными, вторые
социофугальными. В качестве методов исследования использовались наблюдение и построение когнитивных карт.

Оказалось, что образ среды (точность и подробность построенной карты) тесно связан с
поведенческой активностью субъекта и в социофугальных средах активность намного меньше и, соответственно, рисунки менее детальны. На следующем этапе исследования Ч. Холахан модернизировал среду: было выбрано несколько ситуаций, в том числе палата в психиатрической клинике и университетская территория. В первом случае модернизации касались формирования условий для общения, был создан специальный проект с учетом правил проксемики. В помещении для отдыха в клинике было изменено расположение мебели: стулья, первоначально расположенные вдоль стены по периметру комнаты, были поставлены вокруг небольших столов. Автор отмечает, что контакты в новой среде стали более спонтанными и теплыми. В университете было изменено пространство кабинета для консультаций, оно было сделано закрытым, что способствовало большей доверительности бесед.



Краудинг

Краудинг — это
стресс, вызванный субъективным ощущением нехватки пространства. Некоторые авторы уточняют это понятие, добавляя, что ощущение связано с тем, что вокруг больше людей, чем хотелось бы. Название он получил от английского слова
crowd — толпа. Краудинг — это субъективное ощущение в отличие от переживания плотности людей, которое задано объективными данными.

Начало исследованию этого стресса положили эффектные эксперименты Дж. Кэлхоуна
(Calhoun J. В., 1962, Нийт Т., 1983) с сообществом крыс, которые послужили моделью для обсуждения проблем в человеческом сообществе.

Дж. Калхоун взял 48 мышей и поместил их в камеру размером 3×4 метра. Камера имела перегородки, которые делили ее на 4 части таким образом, что две части имели только один вход и были непроходными, а две другие части сообщались между собой, то есть у них было 2 входа. Мышей оставили в этом пространстве размножаться. По представлениям экспериментатора в камере находилось вначале оптимальное для данного размера пространства количество мышей. Когда плотность популяции возросла до критической отметки, в поведении мышей стали появляться отклонения. Дж. Кэлхоун отметил следующие изменения — часть мышей, жившая в непроходных камерах, образовала обычные крысиные семьи, с доминантным самцом во главе семьи и его гаремом, и они защищали свое гнездо, не пуская туда чужаков. Другая часть мышей, оказавшаяся в проходных камерах, проявляла пансексуальность (неразборчивость в выборе партнера), пассивность (игнорирование партнеров), сверхактивность (гиперсексуальность и каннибализм). Дж. Кэлхоун считает, что результаты этого эксперимента дают материал для размышления о влиянии плотности людей на их поведение и что есть оптимальное, заложенное в онтогенезе количество совместно проживающих особей.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Метафорическое влияние как эффективный инструмент мотивации

От лабораторных экспериментов, в различных условиях плотности, в которых изучались эффективность деятельности, агрессивность и эстетическая оценка, ученые перешли к полевым исследованиям в магазинах, общежитиях, тюрьмах, на улицах. Д. Стоколс, один из самых известных исследователей феномена краудинга, предположил, что
особенности реакции на краудинг зависят от значимости пространства для субъектов и от типа взаимодействия людей. Соответственно, Д. Стоколс выделил
первичную среду — это жилье или работа, и
вторичную среду — в которой люди случайны и встречи с ними не имеют последствий. На способ реагирования влияет также
тип взаимодействия, который может быть преднамеренным, направленным на вас, или нейтральным, к вам лично отношения не имеющим. Автор рассматривает различные варианты реагирования на возможные сочетания этих условий.

  • Первичная среда, личное взаимодействие: например, соседи Иван Иванович и Иван Никифорович. Стресс вызван нарушением пространственных и социальных ожиданий в условиях постоянного контакта. Типичная эмоциональная реакция —
    агрессия, длительное отчуждение. Поведение — замыкание в себе, пассивная изоляция, нападение. Причем чем ближе люди, тем значимей для них нарушение ожиданий, тем острее они реагируют.
  • Вторичная среда, личное взаимодействие: например, на улице кто-то приближается с угрожающим видом. Эмоциональная реакция — раздражение, тревога и страх. Поведение — самозащита или бегство.
  • Первичная среда, нейтральное воздействие: например, соседи столкнулись у входа в ванную, и один вынужден уступить другому. Эмоциональная реакция — раздражение, переживание ущемления прав. Поведение — уход в себя, обсуждение ситуации и выработка общих правил поведения, увеличение психологического пространства.
  • Вторичная среда, нейтральное воздействие: например в переполненном концертном зале. Эмоции — досада. Поведение — улучшение координации взаимодействия с другими людьми, увеличение психологического пространства.


При обучении по индивидуальной программе вы можете включить в свой учебный план курсы «Развитие наблюдательности», «Физиогномика», «Психофизиология» и пр., изучив которые вы сможете безошибочно считывать данные взгляда, мимики, пантомимики, жестов и поз ваших собеседников для быстрой оценки их личностных качеств и прогнозирования их дальнейшего поведения. Вы можете составить при помощи личного куратора свой учебный план из любых дистанционных курсов и учиться в удобном для себя месте, времени и темпе.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы