Пятьдесят правил для оратора

Сколько людей, столько и уровней образования и воспитания, способностей давать оценки происходящему, характеров, мнений и воззрений. Оратор должен одолеть неосведомленность и заблуждения, упрямство и безразличие, активное и пассивное сопротивление. Чем больше слушателей, тем речь должна быть медленнее и громче. Короткие предложения и удачный выбор выражений повышают воздействие речи на слушателей. Следует отмести все излишнее и второстепенное. Выступающий должен предстать личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей.


Автор:
Марк Герзон
(Mark Gerzon), президент Mediators Foundation, директор организации Global Leadership Network. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.


Общие правила

  1. Основа ясной и свободной речи — это совершенное, красивое и четкое произношение.
  2. Красота речи зависит от
    чистоты произнесения гласных в сочетании с
    четко звучащими согласными. Внятность достигается за счет того, что оратор
    полностью выговаривает все звуки.
  3. Условием освоения искусства красноречия является облагораживание своего языка. Все вульгарные, низкопробные и обыденные выражения оратору следует исключить из своего словаря.
  4. Плавность речи повышает ясность и красоту звучания слова.
  5. Темп речи и степень громкости должны соответствовать акустическим условиям помещения.
    Чем больше слушателей, тем речь должна быть медленнее и громче.
  6. Цель каждого выступающего: разумно выбрать тему и в совершенстве владеть ею.
  7. Оратор сможет завладеть вниманием слушателей и воздействовать на их умы, если он увяжет свою речь с теми вопросами, которые интересуют или волнуют аудиторию.
  8. Популярные ораторы составляют свое выступление в
    динамичном увлекательном стиле и никогда не говорят холодным равнодушным тоном.
  9. Всегда обращайтесь к публике. Выступление превращается в диалог, оратор дает слушателям почувствовать, что он испытывает к ним живой интерес.
  10. Короткие предложения и удачный выбор выражений повышают воздействие речи на слушателей. Следует отмести все излишнее и второстепенное.
  11. Оттенки голоса, его модуляции, тембр, интенсивность звучания, интонация и выражение должны меняться. Оратор должен говорить убедительно до своего последнего слова. Этим он завоюет внимание и интерес слушателей.
  12. Оратор должен избегать небрежности любого рода и свободно владеть своим голосом.
  13. Выступление оратора имеет большую ценность, если оно служит поддержке или осуществлению какой-либо практической идеи.
  14. Настоящая личность всегда ведет себя корректно по отношению как к другу, так и врагу, не взирая на вероисповедание, политические воззрения, служебное и финансовое положение, возраст, пол или национальность.

Ведение дискуссии

  1. Дискуссия — это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
  2. При высказывании мнений, не совпадающих с вашим,
    сохраняйте спокойствие. Согласно законам различия два человека и не могут обладать одинаковым мнением. Это дает оратору уверенность и возможность по достоинству оценивать каждое высказанное мнение.
  3. Вмените себе в обязанность выражать свои убеждения энергично и образно, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение.
  4. Любое выступление должно иметь целью разъяснение различных точек зрения и примирение спорящих.
  5. Говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону.
  6. Говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают
    точные высказывания.
  7. Ведите себя корректно. Слово вам предоставляют вовсе не для того, чтобы вы высказывали свое недовольство тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
  8. Внимательно слушайте выступления других, размышляйте над ними и начинайте говорить только тогда, когда уверены, что каждое ваше слово будет сказано по делу.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Стратегии управления запасами

Личность выступающего

  1. До начала выступления постарайтесь привести себя в состояние готовности, которое характеризуется внутренним спокойствием и согласованностью между восприятием и мышлением.
  2. Используйте любую подходящую возможность для совершенствования своих ораторских способностей и особенно способности быстро и точно оценивать происходящее. Вам нужны живое воображение, надежная память, свобода и самостоятельность мышления, воля и энергия.
  3. Красноречие — это способ выражения своих чувств и мыслей. Вы должны притягивать к себе людей и нравиться им.
  4. Осознание собственной значимости придает оратору большую уверенность.
  5. Осанка оратора должна быть прямой и нескованной. Вы не должны облокачиваться или постукивать пальцами, так как
    вы являетесь центром внимания для слушателей.
  6. Движения рук должны быть мягкими и свободными, но достаточно выразительными и энергичными. Избегайте нервозного беспокойства и напыщенности.
  7. Во время выступления взгляд должен быть направлен на слушателей и соответствовать тому, что вы говорите. Взгляд должен отражать внутренний мыслительный процесс, убежденность и воодушевление.
  8. Манера держать себя, поведение выступающего должны согласовываться с сущностью речи. Гармония слов и жестов должна вытекать из гармонии мыслей.
  9. Оратор должен постоянно контролировать свои слова, движения и предупреждать любую небрежность.

Мышление

  1. Рассматривайте основную мысль выступления как его душу. Стремитесь последовательно раскрывать ее в своей речи. Все рассуждения направьте на то, чтобы подкреплять и дополнять основную мысль.
  2. Следует упорядочить все свои ощущения и мысли; только тогда они выстроятся в логическую последовательность.
  3. Воображение — это та сила, которая движет мыслями и поэтому находится с ними в тесной связи.
  4. Все образы и мысли должны быть направлены на одну цель, которую поставил перед собой оратор. Все побочное, не касающееся главной темы, должно сознательно отсекаться.
  5. Направление мыслей должно постоянно контролироваться сознанием. Способность концентрироваться основывается на волевых усилиях.
  6. Учитесь спокойно размышлять. Переход от одной мысли к другой должен быть плавным и осознанным. Тогда будет достигнута и уравновешенность в выражении мыслей.
  7. Чем выше ваш интерес к предмету разговора, тем легче более слаженно выразить свои мысли и проявить способность концентрироваться.
  8. Постоянно представляйте себе, чего вы хотите добиться.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологические смещения при принятии решений

Выступающий и слушатели

  1. Сколько людей, столько и уровней образования и воспитания, способностей давать оценки происходящему, характеров, мнений и воззрений. Отсюда следует, что оратор должен одолеть неосведомленность и заблуждения, упрямство и безразличие, активное и пассивное сопротивление.
  2. Выступающий должен предстать личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей.
  3. Выступающий должен преодолеть (хотя бы на время выступления) все отрицательные привычки.
  4. Хороший оратор должен пробуждать у слушателей воображение.
  5. Тот оратор всегда будет иметь успех, который может поставить себя на место другого и умеет взглянуть на вещи глазами другого.
  6. Оратору всегда должно быть ясно, с какой целью он выступает и к чему призывает слушателей.
  7. Выступающий должен предусмотреть все условия, которые могут способствовать гармонии и оптимистичному настрою.
  8. Критикуя и порицая, выступающий все-таки должен дать почувствовать слушателям, что, несмотря на свою строгость, он настроен к ним доброжелательно и с симпатией.
  9. Уверенность и спокойствие оратора не менее важны, чем слова, которые он произносит.
  10. Кто доверяет сам себе, тому доверяют и другие.
  11. Положительный творческий человек всегда будет иметь успех в качестве оратора, если он внимателен, не отвлекается от предмета разговора, сохраняет присутствие духа и относится к слушателям с симпатией.

Дополнительный контрольный перечень частых ошибок

Вот список из десяти возможных ошибок, которые часто допускаются при выступлениях и деловых беседах. Проверьте себя сами.

  1. Не строители вы слишком длинные предложения? Придаточные предложения не случайно называются придаточными. Они играют подчиненную роль. Поэтому используйте лучше короткие самостоятельные предложения. Это позволит вам заканчивать предложения, не переводя дыхания.
  2. Не используете ли вы слишком длинные слова? Проанализируйте свой словарный запас. У длинных слов часто существуют более короткие синонимы.
  3. Не слишком ли часто вы используете безличные предложения? Старайтесь активно вовлекать слушателей в то, о чем вы говорите. Стремитесь больше использовать определенно-личные местоимения.
  4. Не слишком ли вы нерешительны? Не слишком ли много сослагательного наклонения в вашей речи?
  5. Используете ли вы модные или жаргонные словечки, которые могут быть негативно восприняты вашими слушателями другого возраста, уровня образования и т.д?
  6. Часто ли вы используете безличные глаголы? Вместо «Предлагается занять места» лучше сказать: «Предлагаю вам занять места». Вместо «Всем участникам выражается благодарность» лучше сказать: «Мы благодарим всех участников».
  7. Не слишком ли много вы утверждаете? Если вы часто утверждаете или поучаете, то в вашем выступлении много уязвимых мест. Попробуйте чаще облекать свои мысли в форму вопросов. Одновременно вы смягчите свое высказывание, если добавите короткое слово «также».
  8. Задаете ли вы только закрытые вопросы? Если вы хотите разговорить своего собеседника, то не задавайте ему вопросы, на которые может ответить односложно «да», «нет», «возможно». Вопросы, которые начинаются со слов «когда», «как», «где», «какая» и т.п., являются открытыми.
  9. Не говорите ли вы слишком быстро, без пауз? Посмотрите на круг своих знакомых. Кто слишком быстро говорит, тот особенно стремится добиться признания. Чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить. Делайте паузы, не заставляйте слушателей перенапрягаться.
  10. Поддерживаете ли вы зрительный контакт? Вас о чем-то спрашивают и вы отводите свой взгляд, чтобы суметь лучше сосредоточиться? Неверно! Обязательно продолжайте смотреть собеседнику в лицо. Только таким образом вы излучаете уверенность и силу воздействия.

Полный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений изучается в курсе «Искусство деловой презентации». Овладеть доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом вы можете изучив курс «Ораторское мастерство и искусство речи». Желающим расширить свои познания в этой и смежных областях рекомендуем обучение по индивидуальной программе, с возможностью составления своего учебного плана из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы