Как стимулировать инициативу: восемьдесят пять советов руководителю

Творческая активность ваших сотрудников будет проявляться лишь в том случае, когда они будут уверены в вашей заинтересованности и стимулировании инициативы. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела. Помните, что творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

Автор:
Валерий Николаевич Maшкoв
, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

1. Возьмите на себя личную ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения. Как бы горячо вас не поддерживали подчиненные, их активность будет проявляться только при условии
выражения вашей личной уверенности и заинтересованности в стимулировании инициативы.

2.
Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между работниками.

3. Сконцентрируйте ваше внимание на тех сторонах
организационной культуры — традиционных процедурах и нормах — которые душат и ограничивают инициативу.

4. Помните, что
творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

5. Создайте атмосферу открытости и свободы общения, чтобы ваши подчиненные хотели бы
делиться друг с другом и с вами идеями и информацией. Подчеркивая дистанцию между начальством и подчиненными, вы окажетесь в изоляции.

6. Освободитесь от уз старого, отжившего свой век стиля управления.
Не занимайтесь мелочной опекой.

7. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем
методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела.

8. Формулируйте
новые задачи четко, понятно и наглядно. Постоянно держите на контроле их выполнение.

9. Особо выделяйте те задачи, решение которых требует творческого подхода.

10. Беспощадно избавляйтесь от
груза старых продуктов, услуг, мероприятий, которые только пожирают ценные ресурсы, время и силы, но не способствуют развитию вашего бизнеса.

11.
Распределите время и ресурсы адекватно требованиям внедрения нововведений.

12. Научите своих подчиненных
большей восприимчивости к новым идеям и передовому опыту.

13. Изучайте и учитывайте
индивидуальные особенности своих сотрудников. Цените способности каждого в отдельности. Относитесь к работнику как к эксперту в своей области.

14. Формулируйте цели и задачи так, чтобы они как можно больше
соответствовали индивидуальным интересам сотрудников, которые будут участвовать в их выполнении.

15. Выявите и делайте упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют
росту самоуважения работника и его желания добиться выполнения поставленной задачи.

16. Делайте все возможное для проявления
индивидуальности и компетентности сотрудников. Чем выше компетентность, тем больше трудовая мотивация, степень самостоятельности, ценность трудового вклада, гибкость, сфера специализации.

17. Поручайте своим сотрудникам такую работу, выполнение которой вызвало бы у них
чувство профессионального и личного удовлетворения. Без этого они не будут по-настоящему удовлетворены делом.

18. Отдавайте предпочтение проектам, которые
не выходят за рамки профессиональных интересов сотрудников.

19. «Бросайте вызов» подчиненным, поручая задания, требующие от них
чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить.

20. Гарантируйте инициативным исполнителям, что они будут
поощрены не хуже, чем прошлый раз.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Преимущества управления знаниями

21. Помогите своим подчиненным воспринять новую задачу как
вызов их профессиональным качествам. Это подзадорит их в работе и поможет преодолеть трудности.

22. Убедите всех, что успешная карьера светит только тем работникам, которые проявляют
творческую активность.

23.
Поощряйте плюрализм. Выбранный вами стиль работы не обязательно идеален.

24. Поймите, что
не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший управляющий — это хороший психолог, который в нужный момент выбирает либо партисипативный, либо демократический, либо авторитарный стиль управления.

25. Применяйте
большее разнообразие трудовых и материальных ресурсов для творческого решения проблемы.

26. Фокусируйте усилия на
конечной цели, а не на значимости вклада каждого в ее достижение.

27. Формулируйте задачу вместе с другими сотрудниками. Это поможет разработать оптимальную программу ее выполнения.

28. Поощряйте обращение к одной и той же проблеме до тех пор, пока не будет найден способ ее решения.

29. Устанавливайте
высокие, но разумные стандарты работы. Помните, однако, что даже самые благородные цели не должны выходить за рамки технических и финансовых возможностей организации.

30. Добивайтесь качества на всех этапах работы.

31. Без контроля за
соблюдением трудовой дисциплины не обойтись, но в идеале он должен резонировать с чувством ответственности каждого работника и его самодисциплиной.

32. Подумайте, как разные сотрудники оценивают свои собственные творческие способности и каким образом они хотели бы их реализовать. В каждой организации есть инициативные, изобретательные люди. Составьте из их числа «мозговые команды», которые помогали бы в поиске оригинальных решений.

33. Тщательно ищите, поддерживайте и стимулируйте личностей, от природы способных к
творчеству.

34. Четко ставьте задачу и примерно обрисовывайте желаемый результат. Определяйте первоочередные направления работы. Привлекайте авторов идеи к работе по ее реализации. Задействуйте других специалистов, которые обладают богатым опытом, могут быть генераторами идей или способны представить ту или иную проблему в оригинальном свете.

35. Осуществляйте руководство
методом убеждения и косвенного стимулирования, а не методом прямого нажима и приказания. Устанавливайте четкие рамки задания, оставляя место для свободного поиска альтернативных вариантов его выполнения.

36. С самого начала
формулируйте проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии. Поддерживайте более емкие и менее структурированные подходы к ее решению. На некоторых этапах допускайте неразбериху и беспорядок.

37. Отводите достаточно времени на то, чтобы идея родилась и созрела.

38. Давайте работникам больше
свободы и самостоятельности в их собственной работе. На худой конец определите им
сферу специализации и расширяйте ее при каждом удобном случае.

39. Старайтесь
избегать «авралов» и загружать сотрудников сверхсрочными вопросами, на которые неизбежно последуют лишь скоропалительные действия.

40. Постарайтесь работать таким образом, чтобы
творчески активные люди не получали новые задания слишком часто. Им необходимо время, чтобы подумать. Вместе с тем, не давайте им зациклиться на одной проблеме.

41. Создайте благоприятные организационные условия для творчески активных сотрудников и всячески выделяйте их как особую категорию работников, выполняющих сложную работу первостепенной важности.

42. Позаботьтесь о том, чтобы
подчиненные имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Типология исполнителей и способы воздействия на них

43.
Поощряйте деловые игры. Свободный полет мысли, фантазии, воображения — основа творчества. Переход от атмосферы замкнутости к атмосфере свободы влечет за собой изменение в деловых взаимоотношениях между работниками: от подчинения к сотрудничеству.

44. Приучайте себя и других не отвергать идею сразу, а сперва
искать в ней рациональное зерно. При первом взгляде как правило, человек замечает 10-20%, одновременно упуская большинство достоинств.

45. Контролируйте ситуацию таким образом, чтобы в коллективе господствовала
атмосфера взаимного уважения и как можно реже возникали подозрительность и недоверие.

46. Выделите отдельные помещения, где сотрудники могли бы уединиться для мозгового штурма или выполнения творческих заданий.

47.
Поощряйте разумный риск. Без него немыслим процесс создания и внедрения нововведений.

48. Проявляйте
большую терпимость к ошибкам и промахам других.

49.
Не карайте слишком строго. Часто строгость наказания в несколько раз превышает величину поощрения. А иногда, как это ни парадоксально, наказание за ошибку превышает наказание за ничегонеделание. В то же время оступившись один раз, человек может потерять веру в свои способности. Поощряйте за удачи и игнорируйте промахи, насколько это возможно.

50. Сведите на нет страх быть наказанным, если новая оригинальная идея потерпит полный крах.

51. Всегда давайте понять, что
если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала. Нет ничего хуже для творческой личности, чем сознание того, что усилия затрачены впустую.

52.
Оцените оригинальность идеи. Первоначальное отношение всегда должно быть позитивным. Поэтому при рассмотрении новой идеи надо сперва тщательно изучить все ее положительные аспекты и преимущества. Только сделав это, подумайте о том, как ее можно осуществить и какие при этом могут возникнуть трудности.

53. Время от времени позволяйте подчиненным осуществлять их «бредовые» идеи, при этом не обрушиваясь на них с критикой. Однако установите разумные границы в принятии ошибочных решений.

54. Помните, что «на ошибках учатся». Из всего
извлекайте уроки.

55. Используйте критику, пусть даже конструктивную, осторожно и в ограниченных дозах. Разговаривайте спокойно и доброжелательно.

56. Своими действиями и отношением всячески демонстрируйте, что вы
«за» своих подчиненных, а не «против» них. Многие менеджеры настолько зажаты инструкциями, ограничениями и требованиями «сверху», что с подозрением относятся ко всяким новым идеям или предложениям.

57. Старайтесь быть
искренним и доброжелательным. Полюбопытствуйте, какое у подчиненных сложилось впечатление о вас и как его можно улучшить.

58. Помогите подчиненным
работать более самостоятельно, преодолев их страх и неуверенность,

59. Добивайтесь усиления власти путем ее разделения. Придумайте способы осуществления коллективного руководства.

60. Стремитесь заслужить репутацию умного, изобретательного человека, а не просто начальника и шефа.

61. Будьте лояльны по отношению к своим подчиненным и найдите способ поддержания их лояльности по отношению к вам. Лояльности нельзя добиться с помощью подачек или принуждения. Это есть результат
взаимного уважения, которое можно заслужить только в ходе ежедневной совместной работы.

62. Будьте приятным в общении и требовательным к себе человеком. Внимательно выслушивайте подчиненных.

63. Понимайте разницу между настойчивостью и агрессивностью, и ведите себя соответственно.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Краткая история дистанционного образования

64. Стремитесь оградить своих подчиненных от поступающих извне требований и проблемам.

65. Сделайте партисипативное управление реальностью, а не мифом. Дайте возможность
сотрудникам самим принимать решения.

66. Максимально задействуйте творчески активных сотрудников в процедуре выработки решений и формулировании долгосрочных планов.

67. Расширяйте обмен информацией внутри организации.

68. Стимулируйте, поощряйте и развивайте, а не ограничивайте инициативу.

69. Добивайтесь того, чтобы
сотрудники всегда понимали цели и текущие задачи организации, а также значение своего собственного вклада в дело их выполнения.

70. Совершенствуйте и обновляйте методы материального и морального поощрения за творческий вклад и инициативу. Погоня за властью, должностями, окладами иногда порождают скрытность, конформизм и угодничество. Это подрывает атмосферу творчества.

71. Усовершенствуйте порядок продвижения по служебной лестнице так, чтобы сотрудники всех рангов повышались в должности исключительно за их деловые заслуги.

72. Сделайте критерий творческой активности одним из основных в системе поощрения работников.

73. За исключительные успехи в творчестве в качестве поощрения, предоставляйте сотрудникам дополнительное время для отдыха.

74.
Лично благодарите за хорошую работу. При этом особо отмечайте индивидуальный вклад работника, а не всей его группы или отдела.

75. Демонстрируйте достигнутые успехи
гласно и наглядно.

76. Организуйте грамоту, письмо или благодарность от высшего руководства организации за особые заслуги работника.

77. Развивайте
систему коммуникаций внутри предприятия. Это канал распространения информации о его перспективных планах, которые подталкивают инициативу.

78. Создайте условия для общения творчески мыслящих людей, особенно по междисциплинарным проблемам. Сводите вместе работников с разными взглядами на проблему и разной специализацией.

79. Проводите совместные совещания управленческого аппарата с производственным штатом, где бы они могли вместе открыто обсуждать общие вопросы.

80. Если в работе допущены ошибки, отметьте их и выделите время для обсуждения методов их преодоления, чтобы они не повторялись вновь.

81. Хотя «одна голова хорошо, а две лучше» и коллективное творчество более продуктивно, не препятствуйте работе одиночки, который высказывает идеи, противоположные идеям большинства.

82. Поощряйте стремление работников
высказывать идеи, относящиеся не только к их прямым обязанностям, но и к более широкому кругу вопросов.

83. Создайте организационный механизм разработки и внедрения идеи нововведения.

84. Поддерживайте своей рекомендацией инициативы ваших подчиненных, направляемые вышестоящему руководству. Обеспечьте обратную связь.

85. Не рассматривайте стимулирование творческой деятельности как какую-то дополнительную нагрузку, сделайте его частью общей управленческой политики.


Воспользуйтесь накопленным опытом российского менеджмента, который систематизирован и кристаллизован в виде практических учебных курсов нашего каталога. При обучении по индивидуальной программе вы можете изучить десятки курсов для повышения квалификации высшего управленческого персонала в удобном для себя темпе, времени и месте.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы