Понятие и методы налогового планирования

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации: как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом. Налоговое планирование имеет свои границы, и самая основная из них — соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения.

Автор:
Эльвирa Сaйфуллoвнa Митюкoвa
, кандидат экономических наук, генеральный директор консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса».

Под терминами
«налоговое планирование» или
«оптимизация налогообложения» обычно понимают комплекс мероприятий, направленных на уменьшение или отсрочку налоговых платежей, в соответствии с нормами гражданского, трудового и налогового законодательства. В противном случае эти мероприятия признаются налоговыми органами как способы уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, налоговое планирование имеет свои
границы, и самая основная из них —
соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование.

Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения. Они подразделяются на методы внутреннего и внешнего планирования.

Внутреннее планирование:

  • варианты учета, отраженные в учетной политике;
  • использование налоговых кредитов;
  • использование спецрежимов и пр.

Внешнее планирование:

  • замена налогового субъекта;
  • изменение вида деятельности;
  • замена налоговой юрисдикции.

Рассмотрим каждый метод внешнего планирования подробнее.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и
величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура подходов и методов оценки бизнеса и компаний

В отличие от внешнего планирования
методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации — как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов

Как уже упоминалось, основное отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов — соответствие законодательству. Очень важно, чтобы каждый налогоплательщик понимал, насколько тонка эта грань. Основные признаки уклонений от уплаты налогов — сокрытие выручки, завышение расходов, подделка документов и т.д. и их подробная характеристика приведены в табл. 1.

Таблица 1. Признаки уклонения от уплаты налогов.

Признаки уклонения Виды уклонения
Сокрытие выручки или дохода
  • отражение выручки как заемных средств или аванса при отгрузке продукции (выполнении работ, оказании услуг);
  • подмена или уничтожение накладных и других документов после продажи товаров;
  • отпуск продукции без документов и отражения в учете или занижение объема реализации продукции;
  • неоприходование наличной выручки;
  • занижение количества и завышение цены товара при составлении акта закупки у частных лиц.
Неправомерное использование основных средств и резервов предприятия
  • излишнее начисление резервов по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, выплату отпускных и пр.;
  • неправомерное использование методов ускоренной амортизации, амортизационной премии.
Сокрытие денежных средств путем использования личных счетов или расчетных счетов дружественных организаций
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • проведение финансовых операций, минуя расчетный счет, через счета других предприятий или коммерческих банков;
  • перечисление средств за выполненные работы (оказанные услуги) на личные счета руководителей организации вместо расчетного счета организации;
  • зачисление выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета руководителей, минуя расчетный счет организации;
  • открытие фирм и расчетных счетов на недееспособных лиц.
Манипуляции с издержками
  • необоснованное завышение затрат на производство и реализацию продукции;
  • включение в затраты предварительной оплаты за неполученную продукцию;
  • фиктивное завышение затрат путем приобретения продукции (работ, услуг) у «вспомогательных» компаний;
  • фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т.д. с целью последующего завышения фактических затрат;
  • использование фиктивных закупочных документов.
Злоупотребления в личных интересах
  • использование в личных интересах имущества и денежных средств государственных или муниципальных организаций их сотрудниками, которые одновременно выступают владельцами частных компаний;
  • передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом счете 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
  • аренда жилых помещений для проживания сотрудников организации под видом аренды этих помещений для производственных нужд;
  • невыделение в стоимости товаров и продукции, приобретаемых доверенными лицами для организации, стоимости товарно-материальных ценностей, купленных ими для личного пользования.
Формальное увеличение числа сотрудников
  • формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению;
  • формальное придание статуса ученика основным работникам с целью снижения их заработной платы на испытательный срок.
Неправомерное создание новых организаций
  • ликвидация (бросание) действующих организаций и создание теми же учредителями новых организаций, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты задолженности перед бюджетом.
Неправомерное ведение деятельности
  • ведение коммерческой деятельности без регистрации, постановки на налоговый учет либо осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии;
  • заключение договоров с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;
  • ведение деятельность под видом льготируемых производств (например, по сельскому хозяйству).

Как начать налоговое планирование

Определив понятие «налоговое планирование», его методы и рассмотрев основные риски, связанные с ним, следует установить, какие
процедуры необходимо провести, чтобы начать работу над налоговым планированием

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Модель определения лидерских компетенций

Это зависит от того,
что необходимо оптимизировать — налоги одной сделки или бизнес в целом. Если же необходимо налоговое планирование и оптимизация налогообложения всего бизнеса, следует:

  • провести анализ и правовую экспертизу сложившихся взаимоотношений организации с партнерами, контрагентами, учредителями, работниками и т.д.;
  • осуществить аудит состояния системы налогообложения организации;
  • рассчитать налоговое бремя, выявить все налоговые и юридические риски, соответствующие вашему бизнесу на текущем этапе;
  • выбрать стратегию оптимизации налогового бремени, разработать оптимальную схему налогообложения, управления финансами;
  • провести экспертизу налогового планирования на соответствие критериям разумности, эффективности, законности, автономности, надежности, безвредности;
  • рассчитать налоговую экономию при разных условиях хозяйствования, определить сроки внесения налоговых платежей;
  • описать документооборот и сформировать правовую базу по предложенным налоговым схемам,
  • внести рекомендации по внедрению схем по оптимизации налогообложения, провести инструктаж персонала и пр.;
  • при необходимости защищать результаты налогового планирования в спорах с налоговыми органами.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы