Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностей и мотивов поведения, уровня притязаний и черт характера.

Автор: Анатолий Bacильeвич Бaтapшeв, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, почетный член Международной академии психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования и Балтийской педагогической академии.

 

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.

Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.) И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Легенды и мифы делового общения: анализ семи частых недоразумений

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

 

Межличностное восприятие и его эффекты

Каузальная атрибуция

Познавая друг друга, люди не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый.

После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Навыки ведения эффективного делового разговора по телефону

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

 

Эффект ореола (гало-эффект)

Это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

 

Эффекты новизны и первичности

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

 

Стереотипизация

Это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Барьеры общения: как их распознавать и преодолевать

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

  1. поддержание идентификации;
  2. оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

 

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

 

Только практические современные знания и навыки. Учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой.

 

Также смотрите

2020 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Абонемент на три любых курса
1 x 4 500 
Абонемент на шесть любых курсов
1 x 6 500 
Абонемент на девять любых курсов
1 x 8 500 
Уникальный многоуровневый системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей» Прикладной интерактивный системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей»
1 x 27 000 
Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области: как достичь естественного устойчивого результата и избежать осложнений. Лучшие подходы и техники аугментации Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области. Лучшие подходы и техники аугментации
1 x 3 900 
Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа Мастер-класс доктора Кондрашевой «Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа» + ВПЕРВЫЕ ПОЛНОЕ ВИДЕО ПРОЦЕДУРЫ
1 x 5 900 
STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Все что нужно знать профессиональному косметологу о профилактике осложнений и вторичных инфекций STERILIS: Aсептика и антисептика в практике врача-косметолога. STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Всё о профилактике осложнений и вторичных инфекций
1 x 1 990 
Технологии продаж: как много продавать: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Технологии продаж: как много продавать
1 x 3 490 
Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Самоменеджмент: управление карьерой
1 x 2 990 
Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Элитология: наука об элитах
1 x 3 490 
Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конфликтология
1 x 1 990 
Этикет и навыки делового общения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Этикет и навыки делового общения
1 x 1 890 
Маркетинговые исследования: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Маркетинговые исследования
1 x 2 990 
Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Развитие памяти
1 x 990 
Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление проектами
1 x 2 990 
Нумерология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Нумерология
1 x 1 990 
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управленческий учет
1 x 1 990 
Конкурентная разведка: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конкурентная разведка
1 x 1 990 
Инвестиции: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Инвестиции
1 x 2 990 
Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс Стратегический менеджмент
1 x 2 990 
Развитие интуиции и наблюдательности: практический интерактивный дистанционный курс Развитие интуиции и наблюдательности
1 x 1 990 
Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс Психология мотивации и влияния
1 x 1 990 
Имиджеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Имиджеология
1 x 1 990 
Финансовый менеджмент (управление финансами): практический интерактивный дистанционный курс Финансовый менеджмент: управление финансами
1 x 1 990 
Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Практическая логика и аргументация
1 x 1 990 
Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Кратология: наука о власти
1 x 2 990 
Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Бюджетирование и внутрифирменное планирование
1 x 2 990 
Управление персоналом: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление персоналом
1 x 2 990 
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс Развитие уверенности в себе
1 x 1 990 
Стратагемы: мудрость обращения с людьми: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Стратагемы: мудрость обращения с людьми
1 x 990 
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей
1 x 1 990 
Техники скорочтения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Техники скорочтения
1 x 990 
Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Валеология
1 x 1 990 
Введение в современный маркетинг: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Введение в современный маркетинг
1 x 1 490 
Управление брендами: бренд-менеджмент: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление брендами: бренд-менеджмент
1 x 2 990 
Реклама: создание, планирование, размещение: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Реклама: создание, планирование, размещение
1 x 1 990 
Всего: 124 400 

Посмотреть Оплатить