Безопасность фирмы по прибыли

Предел прибыли расположен между прибылью, которую получает или хочет получить фирма, и убытками, которые она может понести в случае, если объем продаж упадет ниже точки безубыточности. Поэтому данное отношение называется пределом безопасности, и чем больше его величина, тем лучше. Рассмотрим поведение фирмы в условиях одновременного изменения нескольких параметров, влияющих на прибыль, т.е. общую ситуацию с безопасностью фирмы.

Автор:
Вaлентин Пaвлoвич Гaлeнкo
, доктор экономических наук, профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, директор Высшей экoнoмичecкой школы (MИПК).
 

Рассмотрим поведение фирмы в условиях одновременного изменения нескольких параметров, влияющих на прибыль, т.е. общую ситуацию с безопасностью фирмы. Масштабы совокупного воздействия изменения нескольких параметров устанавливаются путем рассмотрения отношения прибыли к общим постоянным затратам. Этот предел прибыли расположен между прибылью, которую получает или хочет получить фирма, и убытками, которые она может понести в случае, если объем продаж упадет ниже точки безубыточности. Поэтому данное отношение называется пределом безопасности (MS) (чем больше его величина, тем лучше).
Предел безопасности рассчитывают по формуле

MS = Pr / TCf,

где Pr (прибыль) и TCf (общие постоянные затраты) выражены в денежных единицах.

Известно, что прибыль есть доход от реализации за точкой безубыточности и что общие постоянные затраты равны доходу в точке безубыточности. Следовательно, предел безопасности можно выразить как соотношение

MS = Pr / TCf = [P * (QS — QB)] / (P * QB) = (QS — QB) / QB,

где Р — цена реализации; QS — общее количество реализованных изделий; QB — точка безубыточности.

Рассмотрим концепцию предела безопасности на примере. Фирма производит металлообрабатывающие станки с числовым программным управлением, всего 10 видов станков. Фирма продает эти станки различным предприятиям. Главные специалисты фирмы: конструкторы, экономисты и менеджеры по продажам, предложили руководству фирмы следующие варианты по каждому из 10 видов станков. При этом их мнения разделились: 25 % сотрудников предлагают не производить никаких изменений; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, снизить цену и провести рекламную кампанию; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, снизить цену, но не проводить рекламную кампанию; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, провести рекламную кампанию, но не снижать цену.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Убеждение и внушение с помощью изменения картины мира

Руководитель фирмы поручил вам изучить все предложения и оценить пределы безопасности различных видов производств и изделий, после чего рекомендовать ему наиболее эффективный и безопасный вариант. Путем исследования всех 10 видов продукции и производств фирмы вы предлагаете руководству исследовать проблему безопасности только по первому типу станков.

Первый тип станков продается по цене 35000 ден. ед. за штуку. В настоящее время предприятие выпускает Qs= 48 станков в год этого типа, что соответствует Power = 60 % его мощности. Общие постоянные затраты равны 600000 ден. ед. Средние (удельные) переменные затраты составляют 20000 ден. ед.

Фирма планирует ввести изменения в конструкцию и программное обеспечение первого типа станков, что приведет к увеличению средних переменных затрат на AVC = 1000 ден. ед. за штуку. Одновременно будет начата рекламная кампания, которая обойдется фирме в Ррекл = 120000 ден. ед.

Цель рекламной кампании — довести до сведения потребителей, что новая улучшенная модель будет стоить на 2000 ден. ед. меньше, чем прежняя. При этом точность и качество обработки будут более высокими.

Менеджер по маркетингу полагает, что данные меры вызовут увеличение объема продаж до Power = 90% от мощности предприятия по данному типу станков.

Вам необходимо рекомендовать директору фирмы один из четырех перечисленных вариантов действий, а возражающим сотрудникам фирмы доказать свою правоту:

  1. не производить никаких изменений;
  2. выполнить все запланированные действия, т.е. изменить конструкцию, снизить цену и провести рекламную кампанию;
  3. изменить конструкцию и снизить цену, но не проводить рекламную кампанию;
  4. изменить конструкцию и провести рекламную кампанию, но не снижать цену.


Какой вариант следует выбрать, если предположить, что прогноз менеджера по маркетингу об увеличении объема продаж до 90 % от мощности предприятия верен?

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Особенности стратегического менеджмента в России

Вначале рассчитаем максимальную мощность предприятия по этому типу станка. Она составит:

Qmax = (Q / Power) * 100 % = (48 / 60%) * 100 % = 80 шт. в год.

Для оценки всех четырех вариантов по данному типу станка вычислим объемы производства и продаж, соответствующие точке безубыточности, прибыль и предел безопасности.

При первом варианте:

QB = TCf / (P — AVC) = 600000 / (35000 — 20000) = 40 ед.;

QS = 48ед.;

Pr = QS * (P — AVC) — TCf = 48 * 15000 — 600000 = 120000;

MS = (Pr /TCf) * 100= (120000/ 600000) * 100 = 0,2 * 100% = 20%.

При втором варианте:

QB = (TCf + TCf рекл) / (Р — AVC) = (600000 + 120000) /[33000 — (20000 + 1000)] = 60 ед.;

QS = 0,9 * 80 = 72 ед.;

Pr = 0,9 * 80 * 12000 — 720000 = 144 000;

MS = (Pr / TCf) * 100 = (144000 / 720000) * 100 = 0,2 * 100 % = 20%.

При третьем варианте:

для Pr = 144000, как и во втором варианте;

QB = 600000 /(33000 — (20000 + 1000)) = 50 ед.;

QS = (Pr + TCf)/ (Р — AVC) = (144000 + 600000)/ 12000 = 62 ед.;

MS = (Pr /TCf) * 100 = (144000/ 600000) * 100 = 0,24 * 100% = 24%.

При четвертом варианте:

для Pr = 144000, как и во втором варианте;

QB = 720000 /14000 = 52 ед.;

QS = (Pr + TCf)/ (P — AVC) = (144000 + 720000)/ 14000 = 62 ед.;

MS = (Pr / TCf) * 100 = (144000 / 720000) * 100 = 0,20 * 100 = 20%.

Объединим результаты всех этих расчетов для наглядности в таблицу.

Таблица 1. Результаты расчетов по разным вариантам.

Вариант Объем продаж, шт. Точка безубыточности Прибыль, ден. ед. Предел безопасности
1 48 40 120000 0,2
2 72 60 144000 0,2
3 62 50 144000 0,24
4 62 52 144000 0,20

Из таблицы следует, что
третий вариант является оптимальным. Он дает ту же прибыль, что и второй вариант, но при меньшем объеме продаж, при меньшем значении точки безубыточности и большем пределе безопасности. Четвертый вариант дает ту же прибыль и объем продаж, но значение точки безубыточности выше, а предел безопасности ниже.


Полностью методы оценки финансового состояния организации изучаются в курсе «Анализ финансовой отчетности», «Анализ хозяйственной деятельности» и «Корпоративные финансы» при обучении по индивидуальной программе. Желающие расширить свои познания в этих и смежных областях могут дополнить свою программу обучения десятками курсов по управленческому и бухгалтерскому учету, финансовому менеджменту, МСФО, бизнес-планированию и другим экономическим дисциплинам.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы