Мера контроля и счастья: результаты одного исследования

С контролем связано ощущение компетентности и силы, а также возможность выбора в любой ситуации. Ощущение возможности принимать решения и контролировать ситуации является ключевым фактором для счастливой и продуктивной жизни. Чем больше мы ощущаем способность управлять ситуацией, тем здоровее и счастливее мы становимся.

Автор: Роджер Р. Хок (Roger R. Hock), профессор психологии колледжа Мендосино (Калифорния). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Контроль. Это, казалось бы, незначительное психологическое понятие оказывает, возможно, самое важное влияние на все человеческое поведение. Здесь речь идет не о способности человека контролировать действия других, а о личной власти над своей собственной жизнью и событиями в ней. С этой возможностью связано ощущение собственной компетентности и силы, а также возможность выбора. Многие из нас чувствуют, что могут контролировать свою собственную судьбу. Вам приходилось что-то выбирать в жизни, и не один раз. Иногда вы делали хороший выбор, а иногда — плохой.

Что случится, если отнять у вас возможность такого контроля? Вероятно, вы испытаете страдания, которые могут выразиться в форме беспокойства, гнева, раздражения, депрессии, чувства своей беспомощности и даже болезни. Исследования показали, что когда люди оказываются в сложных ситуациях, негативные воздействия стресса могут быть снижены, если субъекты считают, что имеют возможность отчасти влиять на события, вызывающие стресс.

Например, в хорошо известном исследовании испытуемые слышали громкий шум. В таких условиях они должны были решать задачи. Одна группа испытуемых не имела никакого контроля над шумом. Другой группе было сказано, что можно нажать кнопку и в любой момент прекратить шум. Однако людей просили не нажимать кнопку, если они еще могут терпеть этот звук. Испытуемые из группы без контроля выполнили задания значительно хуже тех, кто считал, что могут контролировать шум. Во второй же группе никто из участников не нажал на кнопку, хотя она подвергалась такому же шумовому воздействию.

Все это говорит о том, что мы чувствуем себя счастливее и действуем эффективнее, когда у нас есть возможность сделать выбор.

Психологи Ланже и Родин решили проверить эти идеи в доме для престарелых. Исследователи предположили, что пациенты, которым будет предоставлена возможность контролировать ситуации своей жизни, покажут улучшения в физической и психической активности, а также удовлетворенность жизнью.

 

Процедура исследования

Ланже и Родин договорились о сотрудничестве с администрацией дома для престарелых Арден Хауз (Arden House) в штате Коннектикут. Это учреждение считалось одним из наилучших подобных заведений. Его пациентам предоставлялась квалифицированная медицинская помощь, хорошие помещения для отдыха, нормальные условия повседневной жизни.

Все обитатели Дома имели сходный уровень физического и психического здоровья. Все они были примерно из одной социоэкономической среды. Для проведения двух различных исследований были выбраны два случайных этажа. Обитателям четвертого этажа предстояло получить возможность увеличенной ответственности. Обитатели второго этажа представляли контрольную группу.

Были созданы два типа экспериментальных условий. Директор провел собрания раздельно с обитателями четвертого и второго этажей для сообщения новой информации. В каждом случае он говорил о том, что администрация стремится сделать их жизнь более удобной и приятной. Он рассказывал о новых услугах. Однако в сообщениях для этих двух групп были важные отличия.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Социально-психологический климат в коллективе

Группе пожилых людей, которым предполагалось предоставить возможность самим принимать ответственные решения (четвертый этаж), было сказано, что они могут сами решать, как проводить время. Далее директор объяснил:

«Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната — хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель. Сообщите нам свои пожелания. Расскажите, что именно бы вы хотели изменить. Еще я хотел бы вручить каждому из вас подарок от Арден Хауза. [Пациентам показывали ящик с маленькими растениями и предлагали принять два решения. Во-первых, есть ли желание вообще получить растение. Во-вторых — выбрать то растение, которое понравится. В результате каждый из участников выбрал растение.] Эти растения — ваши. Заботьтесь о них, как считаете нужным. И еще: на следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем показывать фильм. Решите, в какой именно день вы пойдете в кино, и хотите ли вообще смотреть фильм».

 

Контрольной группе (второй этаж) было сказано, что администрация стремится сделать их жизнь возможно более полной и интересной. Администратор объяснил обитателям второго этажа следующее:

«Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Еще я хотел бы каждому из вас вручить подарок от Арден Хауза. [Служащая обошла всех и вручила каждому по растению.] Теперь это — ваши растения, они будут стоять в вашей комнате. Медсестры будут поливать их и заботиться о них. Вам самим не нужно будет ничего делать. И последнее: на следующей неделе во вторник и в пятницу мы будем показывать фильм. Позже мы сообщим вам, в какой день каждый из вас сможет его посмотреть».

 

Три дня спустя директор обошел все комнаты и лично каждому их жильцов повторил все, что было сказано раньше.

Нетрудно понять, чем отличались эти два сообщения. Группе четвертого этажа была предоставлена возможность делать выбор и контролировать ситуацию. Обитателям второго этажа было сказано почти то же самое. Однако им сообщили, что большинство решений будут принимать не они, а руководство Дома. Именно этой политики администрация Дома и придерживалась по отношению к обитателям четвертого и второго этажей в течение следующих трех недель.

 

Результаты

За неделю до разговора с директором обитатели Дома получили опросник. Предлагалось ответить, насколько активной и счастливой представляется им жизнь в Доме. Другой опросник раздали медсестрам, работавшим на каждом этаже (сиделки понятия не имели о проводимом эксперименте). Их просили оценить разные аспекты состояния пациентов по шкале из 10 пунктов: насколько обитатели Дома счастливы, бодры, в какой степени они чувствуют свою зависимость, насколько общительны и активны, а также хорошо ли они спят.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Простые и эффективные способы восстановить и повысить работоспособность

Был также вопрос о питании и привычках пациентов. Были еще два показателя поведения жителей Дома. Во-первых, отмечалось, кто из жильцов захотел посмотреть обещанный фильм. Кроме того, для пациентов были устроены соревнования: кто догадается, сколько конфет находится в большой банке. Если обитатели Дома хотели принять участие в этом соревновании, они просто записывали на листке бумаги предполагаемое число и свою фамилию, а затем клали этот листок в коробку рядом с банкой.

Разница между двумя группами была впечатляющая. Она свидетельствовала в пользу предположений Ланже и Родин относительно положительного влияния возможности выбора и личной власти над обстоятельствами жизни. Участники группы с увеличенной ответственностью чувствовали себя счастливее и более активными, чем пациенты Дома из контрольной группы. Кроме того, оценка физической и психической бодрости пациентов тоже оказалась более высокой для обитателей четвертого этажа. Особо значимы были отличия в оценках медсестер.

Оценки показывали, что в целом состояние группы с увеличением уровня ответственности значительно улучшилось за три недели исследования, в то время как состояние участников контрольной группы стало хуже. «93% экспериментальной группы (кроме одного человека) стали чувствовать себя лучше, а только 21% контрольной группы (шесть человек) показали такое позитивное изменение». Обитатели четвертого этажа чаще посещали других жильцов и проводили значительно больше времени в разговорах с разными сотрудниками Дома. С другой стороны, участники группы с увеличенной ответственностью стали проводить меньше времени в пассивных занятиях.

Оценки фактического поведения жильцов подтверждают гипотезу о позитивном воздействии возможности контролировать ситуации своей жизни. Из участников экспериментальной группы значительно большее число испытуемых посмотрели фильм. Подобной разницы в просмотре фильма не отмечалось месяцем ранее. Для научного исследования отгадывание количества спрятанных конфет может показаться довольно нелепым показателем, но результаты были интересны. В игре приняли участие десять жильцов четвертого этажа и только один жилец второго этажа.

 

Итоги

Наилучшими свидетельствами значимости этих результатов являются данные, полученные самими авторами при последующем исследовании тех же обитателей того же самого Дома престарелых. Спустя полтора года после своего первого исследования Ланже и Родин вернулись в Арден Хауз, чтобы проверить, имел ли примененный метод усиления степени ответственности пациентов какие-либо долговременные последствия.

Докторов и сиделок попросили оценить состояние пациентов, которые еще находились в Доме. Кроме того, Родин провела с обитателями Дома беседу по вопросам психологии и старения. Были отмечены число обитателей четвертого и второго этажа (первоначально находящихся в разных психологических условиях), пришедших на эту беседу, а также — частота и тип вопросов к лектору.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха

Оценки медсестер показали, что группа с увеличенной ответственностью продолжает находиться в лучшем состоянии. Общая средняя оценка (полученная суммированием индивидуальных оценок и делением этой общей суммы на число пациентов) для экспериментальной группы была 352,33 против 262,00 для контрольной группы (статистические различия на высоком уровне значимости). Оценки здоровья пациентов, данные врачами, также показали, что в целом состояние экспериментальной группы слегка улучшилось, а в здоровье участников контрольной группы в среднем отмечалось некоторое ухудшение.

Другие исследовательские статьи, цитирующие работу Ланже и Родин, расширили применение концепции личного контроля ко многим другим областям жизни. Одно такое исследование было посвящено влиянию увеличения предоставляемого контроля над жизненными ситуациями на самочувствие пациентов (Maly, Bourque & Engelhardt, 1999). Когда этим пациентам была предоставлена возможность более высокого уровня участия в собственном лечении, они сообщали, что почувствовали большее удовлетворение от лечения и в их здоровье произошли значительные перемены к лучшему, в сравнении с теми пациентами, которых лечили по стандартной программе.

Ощущение возможности принимать решения и контролировать повседневные ситуации является ключевым фактором для счастливой и продуктивной жизни. Чем больше мы ощущаем свою способность управлять ситуацией, тем здоровее и счастливее мы становимся. Когда людям, которые по каким-то причинам не могут контролировать ситуации своей жизни и принимать решения, предоставляется возможность почувствовать большую ответственность, их жизнь, а также отношение к ней и разным ее событиям, изменяются к лучшему.

Ощущение своей независимости и возможности контролировать ситуацию не только влияет на ваше ощущение счастья, но может сделать вас более здоровыми. Нетрудно применить идеи Ланже и Родин к собственной жизни. Задумайтесь о событиях, окружающей вас обстановке и таких ситуациях, когда от вас почти ничего не зависело, а все решалось помимо вас. Возможно, вы помните этот опыт как более неприятный, чем события, когда вы сами выбирали, что и как делать. В большинстве жизненных ситуаций всегда лучше увеличивать количество возможностей как вашего собственного выбора, так и возможностей выбора для других людей.

 

Возможность полного контроля своей учебной программы — это обучение по абонементу, со скидкой.

Также смотрите

2020 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Абонемент на три любых курса
1 x 4 500 
Абонемент на шесть любых курсов
1 x 6 500 
Абонемент на девять любых курсов
1 x 8 500 
Уникальный многоуровневый системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей» Прикладной интерактивный системный видео-курс «Как работать без осложнений: полная многоступенчатая послойная анатомия в разрезе практического применения филлеров, ботулинических токсинов и нитей»
1 x 27 000 
Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области: как достичь естественного устойчивого результата и избежать осложнений. Лучшие подходы и техники аугментации Контурная/объемная коррекция губ и периоральной области. Лучшие подходы и техники аугментации
1 x 3 900 
Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа Мастер-класс доктора Кондрашевой «Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа» + ВПЕРВЫЕ ПОЛНОЕ ВИДЕО ПРОЦЕДУРЫ
1 x 5 900 
STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Все что нужно знать профессиональному косметологу о профилактике осложнений и вторичных инфекций STERILIS: Aсептика и антисептика в практике врача-косметолога. STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Всё о профилактике осложнений и вторичных инфекций
1 x 1 990 
Технологии продаж: как много продавать: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Технологии продаж: как много продавать
1 x 3 490 
Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Самоменеджмент: управление карьерой
1 x 2 990 
Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Элитология: наука об элитах
1 x 3 490 
Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конфликтология
1 x 1 990 
Этикет и навыки делового общения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Этикет и навыки делового общения
1 x 1 890 
Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление проектами
1 x 2 990 
Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс Стратегический менеджмент
1 x 2 990 
Управленческий учет: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управленческий учет
1 x 1 990 
Маркетинговые исследования: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Маркетинговые исследования
1 x 2 990 
Нумерология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Нумерология
1 x 1 990 
Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Развитие памяти
1 x 990 
Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Кратология: наука о власти
1 x 2 990 
Управление персоналом: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление персоналом
1 x 2 990 
Конкурентная разведка: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Конкурентная разведка
1 x 1 990 
Реклама: создание, планирование, размещение: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Реклама: создание, планирование, размещение
1 x 1 990 
Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс Психология мотивации и влияния
1 x 1 990 
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей
1 x 1 990 
Управление брендами: бренд-менеджмент: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Управление брендами: бренд-менеджмент
1 x 2 990 
Техники скорочтения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Техники скорочтения
1 x 990 
Имиджеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Имиджеология
1 x 1 990 
Развитие интуиции и наблюдательности: практический интерактивный дистанционный курс Развитие интуиции и наблюдательности
1 x 1 990 
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс Развитие уверенности в себе
1 x 1 990 
Стратагемы: мудрость обращения с людьми: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Стратагемы: мудрость обращения с людьми
1 x 990 
Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Практическая логика и аргументация
1 x 1 990 
Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Валеология
1 x 1 990 
Введение в современный маркетинг: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Введение в современный маркетинг
1 x 1 490 
Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Бюджетирование и внутрифирменное планирование
1 x 2 990 
Инвестиции: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс Инвестиции
1 x 2 990 
Финансовый менеджмент (управление финансами): практический интерактивный дистанционный курс Финансовый менеджмент: управление финансами
1 x 1 990 
Всего: 124 400 

Посмотреть Оплатить