Модель роста бизнеса в зависимости от жизненного цикла организации

Менеджеры, владельцы процессов управления, а не собственники, получают абсолютную власть. Дабы сохранить эту власть в условиях зрелости, компания должна учитывать предпочтения клиентов, конкурентов, заинтересованных лиц. Организации различаются по отношению и к рискам, и к степени изменений, и к уровню ожидаемых результатов. Но для каждой организации непреложен дальнейший рост бизнеса, основанный на фазах развития организации.

Автор:

Лиана Николаевна Оголева, доктор экономических наук, профессор, Финансовая академия при Правительстве РФ.

Выбор модели организации основан на учете множества критериев и ограничений. Организации различаются по отношению и к рискам, и к степени изменений, и к уровню ожидаемых результатов. Но для каждой организации непреложен дальнейший рост бизнеса, основанный на фазах развития организации.

Для каждой фазы развития компании характерен свой тип кризиса менеджмента. Существует модель пяти фаз развития компании и соответствующих типов кризиса управления. Данная модель пяти фаз развития компании и их подробная характеристика приведены далее:

  • Фаза 1. Создание бизнеса (творческая часть)

    Концентрация усилий на развитии технологии бизнеса и рынка, ожидание вознаграждения в будущем, контроль немедленной обратной связи. Успех приводит к кризису лидерства: основатель бизнеса не справляется с проблемой роста.

  • Фаза 2. Управление (формализация и построение структур и систем управления)

    Построение формальных управленческих систем: организационная структура, системы отчетности и контроля, стандартизация бизнес-процессов, процедур и правил, установление более формальных связей, развитие управленческих кадров. Успех ведет к кризису автономии (кризис управления).

  • Фаза 3. Делегирование

    Возникает необходимость в децентрализации функций, делегировании полномочий. Создаются центры прибыли. Система мотивации основана на результатах работы, централизованное управление сосредоточено на выработке стратегии. Успех ведет к частичной потере контроля.

  • Фаза 4. Координация

    Внедрение процедур корпоративного планирования. Новые продуктовые группы рассматриваются как центры инвестиций. Технические функции (логистика, автоматизация) смещаются к центру. Успех ведет к кризису бюрократии: люди теряют предпринимательский и творческий интерес.

  • Фаза 5. Сотрудничество

    Создание структуры на основе самостоятельных бизнес-единиц, перераспределение функций и ролей между подразделениями и центром. Возникают повышенные требования к менеджерам, мотивация ориентирована на конечный результат. Существует большая вероятность возникновения кризиса синергии в группе.

Модель роста бизнеса рассматривает изменение во времени различных переменных менеджмента: стратегии, структур и систем управления, стиля руководства, процедур корпоративного планирования, динамики процессов коммуникаций, мотиваций и ролевых функций.

На высшей фазе развития компании возможен кризис синергии за счет снижения качества взаимодействий и уровня мотивации. Эффект синергии характерен для зрелых компаний, в расцвете жизненного цикла. Однако усложнение организационных структур, мотиваций и взаимодействий может привести к кризису синергии в результате значительных изменений внешней и внутренней среды фирмы.

Такое положение находит подтверждение в динамике компонентов менеджмента (например, стиля управления, объектов контроля, системы мотивации, центров сосредоточения менеджмента и пр.) по фазам роста организации.

Адекватные фазам состояния компании методы и направления инжиниринга способствуют преодолению кризисных ситуаций. Очевидна тесная корреляция направлений развития инжиниринга и динамики компонентов системы менеджмента.

Согласно модели роста бизнеса по Черчиллю — Льюису первая фаза развития компании (этап зарождения) основана на формировании активов, обучении персонала, покупке патентов, лицензий, приобретении или лизинге оборудования и пр. Крупные промышленные компании могут организовывать собственные подразделения НИОКР, в этом случае фаза связана с НИОКР и опытным производством. В ряде случаев первая фаза базируется на системе контрактов, венчурном и внедренческом предпринимательстве. Например, в Японии эта часть производственной деятельности выполняется проектными группами и внутренним венчуром, которые могут работать и в системе субподряда. В США эту стадию в традиционной промышленной корпорации зачастую выполняют собственные подразделения (в 70-80% случаев). Но уже в 90-х годах появилась тенденция создания проектных и виртуальных (оболочечных) компаний, где первая фаза выполняется на основании контрактных отношений.

Головная компания управляет капиталом, другими организациями в рамках достижения своих целей и является «системным интегратором». Она привлекает внешних независимых разработчиков идей, НИОКР, внедрителей, маркетологов, поставщиков, а в некоторых случаях и производителей. Главные активы такой компании — имидж, способность оперативно реагировать на стратегические неожиданности, внешние изменения, уникальные идеи и разработки, высокопрофессиональный менеджмент. Подобные компании успешно «проживают» все стадии жизненного цикла.

Так, на

первой стадии система менеджмента претерпевает кризис руководства (лидерства). Это означает, что основатель бизнеса, инженер-новатор, владелец малого инновационного бизнеса уже не справляется с проблемой дальнейшего роста.

Организация и система менеджмента должны перейти во

вторую стадию жизненного цикла компании, которая определяет быстрый ее рост, а также рост ее структур, системы отчетности и пр. Основная проблема данной стадии —

кризис управления (кризис автономии). На этой стадии возрастает зависимость менеджмента компании от менеджеров подразделений и сфер бизнеса. Кроме того, возможен кризис координации и узость управленческого мышления.

Естественной реакцией на возникшие сложности становится развитие компании на

третьей стадии посредством децентрализации и делегирования полномочий и ответственности. На третьей стадии менеджмент рассредоточивается по сферам бизнеса и производства. Это предоставляет возможность хорошей адаптации, делегирования ответственности за получение прибыли. Крупные компании в рамках стратегических групп решают задачи максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Четкое распределение полномочий и ответственности повышает эффективность управления.

На третьей стадии замедляется рост компании, приобретение ею активов. Роль владельца бизнеса уменьшается с одновременным увеличением роли стратегического корпоративного менеджмента. Однако нарастает сложность структуры, происходит частичная потеря контроля.

Компания вынуждена перейти на

четвертую стадию развития организации посредством координации. Эта стадия основана на принципах консолидации различных организаций, подразделений, проектных групп и венчуров. Такое развитие свойственно крупной диверсифицированной компании. Однако подобная компания сложна в управлении, трудно поддается внедрению радикальных новшеств, а сосредоточение стратегического управления в центре может способствовать излишней бюрократизации. Вследствие этого возможен новый кризис управления — так называемый кризис бюрократического аппарата. Большая часть компаний вынуждены перейти к развитию посредством сотрудничества —

пятая стадия.

На пятой стадии развития компании корпоративные менеджеры используют эффект синергии (взаимоусиление общего эффекта), который проявляется, по И. Ансоффу, за счет интеграции, конкурентных преимуществ, фирменного и межфирменного взаимодействия, долгосрочного инвестирования, инновационной деятельности и пр., а также за счет синергизма управленческих процессов.

По мере совершенствования и расширения деятельности компании может наступить кризис синергии, что свойственно зрелым компаниям. Если не осуществлять радикальные преобразования, реинжиниринг и обновление, то рост компании прекращается, наступает период стагнации, увядания и общесистемный кризис.

Реинжиниринг компании как система радикальных преобразований должен быть строго ориентирован по стадиям развития компании. В зависимости от стадии он имеет различную направленность и содержание, требует специфических организационных структур, соответствующего стиля управления и адекватной системы мотиваций. Наиболее зрелая компания (стадии 4, 5) сосредоточивается на консолидации усилий, максимальной эффективности взаимодействий и системном перманентном обновлении.

Факторы развития инжиниринга и реинжиниринга компании по пяти стадиям роста организации представлены в таблице. Характер реинжиниринга, организационных структур, методов управления четко соотносятся со стадией роста. Особо показательна система мотиваций в реинжиниринге. Так, если при зарождении бизнеса главным мотивом являются права собственности, владение бизнесом, то на стадии быстрого роста происходит отделение права собственности от права управления. Менеджеры, владельцы процессов управления, а не собственники, получают абсолютную власть. Дабы сохранить эту власть в условиях зрелости, компания должна учитывать предпочтения клиентов, конкурентов, заинтересованных лиц.

Факторы развития инжиниринга и реинжиниринга по пяти стадиям организации

Компонент

Стадия 1

Стадия 2

Стадия 3

Стадия 4

Стадия 5

Центр сосредо-

точения

Производство и продажа Эффектив-

ность операций

Расширение рынка Консолидация компании Проблемы взаимо-

действия и инноваций

Организаци-

онная структура

Неофици-

альная (слабо организо-

ванная)

Централи-

зованная и функцио-

нальная

Децентрали-

зованная и географи-

ческая

Линейный персонал и продуктовые группы Матричное построение команд, самосто-

ятельные бизнес-

единицы

Стиль управления Индивидуали-

стический и предпринима-

тельский

Директивный Основанный на делеги-

ровании

Посредством личного участия Наблюда-

тельный

Системы и объекты контроля Показатели продаж Центры стандарти-

зации и расходов

Центры отчетности и прибыли Центры планиро-

вания и инвестиций

Совместная постановка цели
Система мотивации Владение Зарплата, которая зависит от результатов труда Личное вознаграж-

дение

Участие в распределении прибыли Групповое возна-

граждение

 

Методы оптимального управления и планирования в условиях организационных изменений вы можете изучить в курсах «Антикризисное управление» и «Бизнес-планирование».

 

 

 

 

Copyright 2007 © Элитариум (www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Также смотрите

2018 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы