Главные элементы эффективной профессиональной речи

Владение своим голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи и расстановкой пауз существенно влияют на усвоение вашим собеседником информации и предопределяют успешность влияния на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника. Вот некоторые характеристики речи.

Автор: Олег Владимирович Евтихов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

 

Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение своим голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи и расстановкой пауз существенно влияют на усвоение вашим собеседником информации и предопределяют успешность влияния на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать) — и она окажет разное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой или безразличной. Вот некоторые характеристики речи.

 

1. Голос

Голос — это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса).

В управленческом взаимодействии больше внимания уделяйте эмоциональному состоянию: как своему, так и партнеров. В состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Подсознание человека с успехом заменяет детектор лжи и может достоверно определить неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

  • неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
  • частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
  • не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

 

Чтобы правильно использовать голос в профессиональном общении, учитывайте эти характеристики.

 

Темп речи

Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Уверенная, содержательная речь имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи излагайте в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если вы не преследуете другие цели).

Быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Одна из особенностей медленного темпа — тенденция к появлению назидательных интонаций. Этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Позы и походка: их психологическая интерпретация и скрытый смысл

 

Громкость

Каждый человек может менять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы можем бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом помните, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

 

Высота голоса

Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно вместе с повышением темпа речи) может восприниматься как утрата контроля над ситуацией. Если такое происходит, замедлите темп речи и снизьте высоту вашего голоса — вы почувствуете себя увереннее.

 

Интонация

Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков: их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот.

Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение или сомнение. Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи.

Упражняйтесь в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте интонацией передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

 

2. Пауза в речи

Пауза (молчание) позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и может оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом — это акцент в хорошем рассказе. Без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно:

  • перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.
  • для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы здесь сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.
  • вместо знаков препинания. Так паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как вы отталкиваете от себя людей (и как перестать это делать)

 

3. Смысловые ударения

Профессиональный коммуникатор отмечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:

  • более медленного произнесения ключевых слов;
  • изменения громкости в момент их произнесения;
  • повышения или понижения интонации в процессе произношения слова;
  • выделения паузой.

 

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

 

4. Техники активного слушания

Деловая беседа — это улица с двухсторонним движением. Поэтому ее успешность зависит как от умения говорить, так и от умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему, немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и т. п. Умение слушать «всем телом» помогает лучше понять собеседника и показывает ему заинтересованность в разговоре с ним.

Техники активного слушания могут использоваться двояко:

  • по прямому назначению — чтобы поддерживать психологический контакт с собеседником и демонстрировать заинтересованность в продолжении беседы;
  • в обратном смысле — чтобы разорвать психологический контакт и продемонстрировать незаинтересованность в дальнейшей беседе.

 

Вот техники активного слушания:

  • Смотрите на собеседника. Зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации и очень информативен. Если вы смотрите в глаза собеседнику, этим вы показываете, что вам важно и интересно то, что он говорит. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично. Если в то время как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в кабинете, то вы невербально сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит.

  • Реагируйте. Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.

  • Замечайте чувства. Фразы «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении выраженных говорящим чувств, его установок и эмоционального состояния.

  • Задавайте вопросы на понимание. Если вы чего-то не поняли — спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания. Если вы поняли, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос предопределяет ответ.

  • Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Управление конфликтами: основные варианты действий

 

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы