Управление впечатлениями о себе: аттракция, ассертивность, фасцинация

Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация. Незнание себя, неадекватная самооценка, игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа. Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена.

Автор:

Альвина Пaвлoвна Пaнфилoвa, доктор педагогических наук, профессор кафедры социального менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться

управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как

аттракция,

ассертивность и

фасцинация.

1. Аттракция

Аттракция (от лат.

attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

1.1. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

Способы

измерения межличностной аттракции предложены Дж. Морено с помощью «социометрического теста». Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле: кого бы вы хотели иметь начальником? с кем вы не хотели бы провести отпуск? Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.

1.2. Внешние факторы аттракции. К ним относятся: потребность в

аффилиации [от англ.

affiliate — соединять(ся), связывать(ся)] — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его

отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название

рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

  • Я — какой я есть;
  • Я — каким я вижу самого себя (самооценка);
  • Я — глазами других (партнер по взаимодействию).

Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Особенности восприятия и понимания партнера в процессе общения

Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.

Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

1.3. Внутренние факторы аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит

физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Да, практически всем нравятся красивые люди.

Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией

неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.

Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый

спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно

привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;
  • ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
  • веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • уверены в себе, дружелюбны, контактны;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
  • умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
  • приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.)

Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

2. Ассертивность

Одним из врожденных свойств, присущих человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Большинство людей хотят, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Организационные коммуникации: как их совершенствовать

Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не часто и поэтому очень высоко ценится в деловом мире, являясь важной составляющей конструктивного имиджа. Такой способ поведения называется

ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в конкретной ситуации), и может это четко сформулировать.

Ассертивность означает

уверенное поведение, умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Отсутствие ассертивности может помешать деловому человеку достичь цели и снизить его самооценку. Лучше понять ассертивные качества общения можно при сравнении их с другими способами взаимодействия, при которых наши права, чувства или потребности могут быть нарушены или проигнорированы.

Ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях. Различие между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением состоит не в чувствах, стоящих за вашей реакцией, а в

способе реагирования на события. Так,

пассивная реакция выражает послание «Я не важен, а вы важны», а

агрессивная реакция выражает послание «Я важен, а вы ничто», ассертивный ответ выражает послание «Я важен, вы важны, мы оба важны». Из сказанного очевидно, что для формирования позитивного имиджа целесообразно развивать в себе черты ассертивного поведения.

Характеристики ассертивного поведения:

  • Ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им.
  • Ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений.
  • Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах.
  • Ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть
  • восприняты как проявление нерешительности или неуверенности.
  • Ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе.
  • Ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, как уже было отмечено, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа.

3. Фасцинация

Фасцинация (от англ.

fascination — восхищение, увлечение) — специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Основные этапы разработки рекламы

Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть

преодоление внутреннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является

высокая авторитарность партнера. Следовательно,

первой стадией доверительного взаимодействия является установление

равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.

На

второй стадии формируются необходимые для эффективного взаимодействия

межличностные отношения:

  • достижение согласия;
  • получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или знака внимания;
  • стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.

На следующей стадии взаимодействия образуются специфические механизмы

регулирования динамики индивидуальных познавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач,

единый для партнеров стиль деятельности. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит

обмен личностными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями партнера, организации, с действиями других людей.

Важным свойством успешного человека является также

умение вызывать к себе доверие. Имидж, не вызывающий доверия, воспринимается негативно. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, невыполнением взятых на себя обязательств и обещаний.

Для того чтобы вызвать доверие собеседника и сформировать собственный благоприятный имидж, придерживайтесь предложенных ниже тактических действий:

  • имейте как можно больше информации по теме общения; хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаимодействия;
  • выполняйте свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контактность;
  • чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо;
  • развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой;
  • не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других;
  • приспосабливайте свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу);
  • наблюдайте за другими людьми; запишите, что впечатляет и восхищает вас в других людях.

Научно обоснованные приемы создания положительного имиджа и способы их применения в конкретных условиях вы можете изучить в курсе «Имиджеология» при обучении по индивидуальной программе.

Copyright 2009 © Элитариум

(www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы