Четыре модели стратегического мышления

Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику? Как элегантно разрешить конфликт? Куда идти и что делать дальше? Как продлить и усилить ощущения счастья и радости? На эти вопросы вам помогут найти ответы следующие четыре модели стратегического мышления: модель «обратная связь», модель «разрешение конфликта», модель «персональный путеводитель» и модель «поток».


Автор:
Aдpиан Фурнам
(Аdrian Furnhаm), профессор психологии Университетского колледжа Лондона (University College London). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

1. Модель «Обратная связь»


Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику?

Обратная связь — один из самых щекотливых моментов в общении. С одной стороны, высказывая свое искреннее мнение можно легко ранить людей, а с другой — от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты делают нас самодовольными, а критика уязвляет самолюбие и способна спровоцировать на неверные поступки.

Данная модель поможет вам «рассортировать» критику и использовать ее в качестве руководства к действию. Услышав критику в свой адрес, постарайтесь не обижаться, а спросите себя: «Как мне отнестись к этой критике?» Иными словами, что можно оставить так, как есть, а что нужно изменить, хотя до этого все было хорошо?

Для этих целей вам пригодится следующая таблица. Рассортируйте с ее помощью полученную вами «обратную связь»: к какому совету вы хотите прислушаться? Какая критика побуждает вас к действиям? Какое предложение намерены проигнорировать?


Таблица 1. Отношение к критике по модели «обратной связи».

+ «Я счел, что это хорошо, но тем не менее это надо изменить».

СОВЕТ

«Я счел, что это хорошо, так может продолжаться и дальше».

КОМПЛИМЕНТ

«Я счел, что это плохо, и это надо изменить».

КРИТИКА

«Я счел, что это плохо, но я могу с этим жить».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

+

2. Модель «Разрешение конфликта»

Как элегантно разрешить конфликт?

Существуют лишь шесть вариантов поведения в конфликтной ситуации: 1) бежать; 2) бороться; 3) сдаться; 4) снять с себя ответственность; 5) пойти на компромисс; 6) найти консенсус.

  1. Бежать: означает, что конфликт не исчерпан. Ситуация остается без изменения. Надо исходить из того, что ни одна из сторон не выиграла . Ситуация
    «проигрыш — проигрыш».
  2. Бороться: тот, кто конфликтует агрессивно, преследует лишь одну цель — выиграть. Однако просто выиграть недостаточно: кто-то должен проиграть. Важно победить противника, уничтожить его. В борьбе заложено желание настоять на своей позиции, подавив сопротивление оппонентов. Возникает ситуация
    «победа — проигрыш».
  3. Сдаться: разрешить конфликт, пойдя на уступки — то есть проиграть. Ситуация
    «проигрыш — победа».
  4. Снять с себя ответственность: тот, кто чувствует, что конфликт ему не по плечу, часто делегирует решение (и конфронтацию) другой инстанции — как правило, более высокой. Та разрешает конфликт, но это не обязательно будет «соломоново решение» в вашу пользу. Существует риск, что проиграют обе конфликтующие стороны, поэтому ситуацию здесь можно характеризовать как
    «проигрыш — проигрыш».
  5. Пойти на компромисс: точки пересечения вышеупомянутых стратегий — это компромиссы. Компромисс может стать приемлемым для обеих сторон решением, хотя часто остается ощущение, что достигнут не оптимальный результат, а всего лишь «соответствующий обстоятельствам»
    («победа — проигрыш / победа — проигрыш»).
  6. Найти консенсус: консенсус зиждется на видоизмененном, выработанном обеими сторонами, новом решении. В противоположность компромиссу, оппоненты воспринимают его как ситуацию
    «победа — победа», поскольку отступать никому не приходится. Найден третий путь, устраивающий обоих.

3. Модель «Персональный путеводитель»

Что делать дальше?

Все мы то и дело оказываемся на важных жизненных перекрестках и спрашиваем себя: а теперь куда? Персональный путеводитель поможет вам определить правильное направление в жизни. Ответьте на вопросы этой модели, чтобы выяснить, какие факторы оказывают влияние на ваши решения.

  • Кто вы и откуда? Как вы стали тем, кто вы есть? Каковы были решающие события, люди, препятствия в вашей жизни? Вспомните свою учебу, родной дом. Запишите ключевые слова, которые кажутся вам важными.
  • Что вы считаете по-настоящему важным? Запишите вещи, которые первыми приходят на ум. Не надо подробностей, нюансов. Какова шкала ваших ценностей? Во что вы верите? С какими принципами не хотели бы расставаться? Если все пойдет прахом, что останется с вами?
  • Какие люди действительно много значат для вас? Здесь речь идет о тех людях, мнением которых вы дорожите, которые влияют на ваши решения, а также о тех, кого затрагивают ваши решения. Вспомните тех, кого вы любите, и тех, кого боитесь.
  • Что на вас оказывает давление? Какие аспекты вашей жизни постоянно мешают вам задуматься о действительно важных вещах? Какие сроки подгоняют вас, что тяготит? Что вы должны сделать и когда?
  • Чего вы боитесь? Перечислите вещи, обстоятельства или людей, которые не дают вам покоя и лишают вас силы и энергии.

Просмотрите свои записи. Чего не хватает? Какие темы остались «за кадром»? Можно ли из ключевых слов составить вашу историю — как вы стали тем, кто вы есть? Дополните, если нужно, свои ответы дополнительными вопросами.

Затем взгляните на пути, которые открываются перед вами. В качестве примера мы привели шесть возможных. Представьте себе каждый путь в отдельности.

  • Путь, по которому вы уже когда-то шли.
  • Путь, который вас манит (что бы вы хотели испытать?)
  • Путь, который вы представляете себе в самых дерзких мечтах (независимо от того, сможете ли вы его преодолеть, о чем вы мечтаете?)
  • Путь, который кажется вам наиболее разумным (его посоветовали люди, чье мнение вам важно).
  • Неизведанный путь (о нем вы еще никогда не думали).
  • Путь назад.

4. Модель «Поток»

Что делает вас счастливыми?

Более двух тысячелетий тому назад Аристотель пришел к очевидному выводу: человек прежде всего хочет быть счастливым. Американский психолог Михай Чиксентмихайи писал об этом еще в 1961 году: «К счастью стремятся ради самого счастья, в то время как любая другая цель — здоровье, красота, деньги или власть — ценится лишь постольку, поскольку мы ожидаем, что она принесет нам счастье». Чиксентмихайи искал термин, чтобы обозначить состояние, в котором мы ощущаем счастье. Он назвал его
«потоком». Когда же мы находимся в состоянии «потока»?

Проинтервьюировав более тысячи людей, Чиксентмихайи вывел пять общих факторов, которые упоминали все опрошенные, говоря о счастье. Итак, счастье, или «поток», наступает тогда, когда мы:

  • концентрируемся и глубоко погружаемся в свою деятельность;
  • занимаемся делом, которое выбрали сами;
  • дело соответствует нашим возможностям (мы ни недооценены, ни переоценены — нет ни скуки, ни срывов);
  • у нас есть ясная цель;
  • наша работа получает прямой и незамедлительный отклик.

Чиксентмихайи установил, что человек, находящийся в потоковом состоянии, не только испытывает глубокое удовлетворение, но еще и теряет чувство времени, целиком растворяется в своем занятии. Музыканты, спортсмены, актеры, врачи и художники описывали счастье как следствие интенсивной работы, полностью опровергая широко распространенное мнение, что счастье невозможно без расслабления. Этот вывод относится не только к профессиональной сфере, но и к личной жизни.

Чего вам недостает для счастья?

Рисунок 1. Модель «Поток».

Модель имеет две оси: уровень вызова и уровень ваших способностей. Впишите три последних испытания, которые вам выпали, и отметьте те чувства, которые вы при этом ощутили.

Какие навыки самоменеджмента и личной эффективности вы хотели бы приобрести в ближайшие недели и месяцы? При обучении по индивидуальной программе опытный куратор поможет вам составить свой системный план обучения из десятков практических дисциплин (например, «Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей», «Развитие наблюдательности», «Развитие уверенности в себе» и др.)

 

 

Также смотрите

2017 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы